НЕПОПУЛЯРНОСТЬ РЕШЕНИЙ МЭРИИ МОСКВЫ ВЫТЕКАЕТ ИЗ ЕЕ СЛАБОЙ РАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

НЕПОПУЛЯРНОСТЬ РЕШЕНИЙ МЭРИИ МОСКВЫ ВЫТЕКАЕТ ИЗ ЕЕ СЛАБОЙ РАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

12 февраля 2016 г. 15:41

Снос незаконных строений в Москве вызвал большой резонанс. За ночь по распоряжению городских властей было снесено 97 объектов. Это в первую очередь торговые павильоны и пристройки около станций метро "Арбатская", "Кропоткинская", "Таганская" и т.д. Как заверила мэрия, освободившиеся площади будут благоустроены по индивидуальным проектам. Её действия одобрили в высших эшелонах федеральной власти. Однако значительная часть населения мегаполиса осуждает “санитарные” меры, принятые столичным руководством. Почему и как этим может воспользоваться оппозиция в преддверии выборов – специально для "Политаналитики" пояснил директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов:

— Та линия, которую реализует столичная власть в рамках градостроительной политики, связана с благоустройством московских территорий. В том числе снос незаконных построек, так называемого “самостроя” является проявлением внимания к архитектурному облику столицы, и этот аспект деятельности мэрии имеет позитивное значение как для имиджа Собянина, так и для московского правительства в целом.

Но в ситуации со сносом торговых павильонов более важной является другая составляющая, которая вызывает протест со стороны политических сил. Она связана с тем, что городская власть совершила традиционную для себя ошибку, когда благие намерения и решения для развития городской среды не были предварительно должным образом подкреплены разъяснениями для горожан, арендаторов, для того же малого бизнеса. И столичная власть проигрывает борьбу за информационное освещение своих действий. Складывается ситуация, когда политики разных мастей оказываются по другую сторону баррикад и задают вопросы власти по тем решениям, которые она принимает для развития городской среды. Вот этот фактор негативно повлияет на отношение москвичей к городской власти.

В большом количестве конфликтов последнего года эта составляющая, связанная с дефицитом информации или невозможностью донести до жителей свою позицию, приводила к скандалам. Расширение парковок на спальные районы было неожиданным. Когда внезапно в детсадах отменили систему питания, родители были недовольны, потому что их просто поставили перед фактом.

Такая модель, когда городская власть директивным образом предлагает москвичам некие решения сверху, вызывает отторжение. Такие действия предпринимаются одновременно по разным направления, в том числе, они затрагивают разные аудитории – и бюджетников, и родительские сообщества, и дешевые заведения общепита, товаров. Это чревато ростом латентных настроений, которые не перейдут в уличные протесты, но могут проявиться в виде протестного голосования на выборах в Госдуму. От этого выиграет КПРФ, потому что она воспринимается как мощная оппозиция.

Вторая угроза – неявка на избирательные участки лояльно настроенных по отношению к городской власти жителей, доверие которых к мэрии ставится под вопрос упомянутыми неуклюжими действиями. То есть, явка может снизиться, но в структуре этой явки доля протестно настроенных избирателей может оказаться выше, чем обычно. Это риск для "Единой России" в Москве, потому что она ассоциируется с властями, и избиратели в одномандатных округах будут адресовывать кандидатам претензии к городскому руководству именно в адрес ЕР. В целом, в год выборов, учитывая возвращение одномандатных округов, запросы со стоны общества к власти на развитие культуры диалога, культуры объяснения своих решений, вырастет. Именно к одномандатникам будут идти жители со своими проблемами, видя в них живое олицетворение политическое силы.

Федеральная власть и администрация президента очень внимательно отслеживают все социальные и политические конфликтные ситуации на местах, проводится глубокий социологический мониторинг. Начиная с осени 2015 года, многие эксперты фиксируют тренд на снижение рейтингов региональной и муниципальной власти в регионах. Это нормально – в кризисное время жители ждут конкретных решений от той власти, которая ближе всего к людям. И эти решения должны если не побороть кризис, то хотя бы не ухудшить условия жизни населения.

Тренд на снижение рейтингов региональной власти существует, и федеральное руководство доводит свои опасения до губернаторов. С этим можно связывать то, что на федеральном уровне обсуждаются решения в минимальной степени использовать губернаторов в избирательной кампании ЕР на выборах в Госдуму. Это делается с той целью, чтобы возможное снижение доверия к муниципальным властям не переносилось на рейтинг ЕР на федеральном уровне.

У Собянина есть проблема в конвертации своих текущих высоких уровней одобрения в электоральные результаты на выборах. Подобная ситуация сложилась на выборах мэра, когда в период избирательной кампании уровень доверия к Собянину и городской власти был высоким, но за мэра проголосовало чуть более 50%. Просто лояльные избиратели не пришили на участки посчитав, что исход выборов предрешен. Есть риск, что подобное может случиться в Москве и с ЕР на выборах 2016 года. Конечно, голосуя за ЕР, люди будут оценивать политику городских властей. И с учетом кризисной ситуации можно ожидать, что голосование будет проходить не по итогам 5-летнего периода, а по итогам последних решений, которые предпринимались властью в год выборов. Кампания оппозиции (КПРФ, ПАРНАС, "Яблоко") будет стимулировать москвичей голосовать ситуативно, под воздействием последних спорных решений – расширения парковок, изменения минимума в детских садах, сноса палаток, – то есть, мер, внятно не разъясненных городской властью.