РЕЙТИНГ ЗАКОНОТВОРЦЕВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУСЛОВЛЕНЫ ПРИБЛИЖЕНИЕМ ВЫБОРОВ

РЕЙТИНГ ЗАКОНОТВОРЦЕВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУСЛОВЛЕНЫ ПРИБЛИЖЕНИЕМ ВЫБОРОВ

21 января 2016 г. 13:59

За осеннюю сессию Госдумы суммарная законотворческая активность парламентариев выросла. Если осенью 2014 года на рассмотрение поступили 333 новые депутатские инициативы, то в 2015 число законопроектов достигло 350. Такой вывод содержится в новом выпуске “Рейтинга законотворцев” (подробнее). Исследование представили фонд ИСЭПИ и Центр содействия законотворчеству. Директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов рассказал порталу “Политаналитика” о наиболее важных тенденциях, зафиксированных в рейтинге: — В законотворческой деятельности депутатов, уже осенью, то есть за год до выборов, стал заметен предвыборный крен. Это и повлияло на динамику позиций многих парламентариев и изменение пропорций представительства разных партий в верхней части рейтинга. Приближение выборов очевидно, оно зафиксировано статистикой, и это приводит к тому, что депутаты от оппозиционных фракций вносят все большее число законодательных инициатив на острые социальные тематики, которые дают повышенный балл в рейтинге.На фоне роста законотворческой активности заметно увеличилось и число депутатских законопроектов, которые не соответствуют регламенту Госдумы. Вносятся документы, требующие расходного бюджета, без предварительного запроса на заключение правительства, что является нарушением регламента и приводит к отклонению таких инициатив. Как выяснилось, в общей сложности 19% внесено с нарушением регламента.Это объяснимое явление: чем вести более тщательную законотворческую работу, перед выборами для оппозиционных депутатов важнее как можно скорее внести инициативу, “прозвучать” с ней в СМИ и потом получить возможность пожаловаться избирателю, что правящая партия блокировала эти законопроекты. Качество законотворческого процесса даже в осеннюю сессию упало по сравнению с предыдущими сезонами, и есть опасения, что в первом полугодии 2016 года этот негативный тренд продолжится.Что касается персональных изменений динамики позиций депутатов, то здесь у трех из четырех ведущих партий – "ЕР", "СР", ЛДПР – на первый план в законотворчестве выдвигаются так называемые партийные тяжеловесы: те ведущие лица в думских фракциях, которые проектируются партиями как участники федеральных дебатов по программным позициям уже в ходе самой избирательной кампании. Это также объяснимо: депутаты-"заднескомеечники" не вносят инициативы, а авторство резонансных и социально востребованных законопроектов переходит к тяжеловесам, которые специализируются на тех или иных проблемах. Это тоже тренд, вытекающий из персональных изменений в рейтинге. Он не затронул КПРФ в связи с тем, что у коммунистов высокую активность проявляла только часть фракции – депутаты, ориентированные на Валерия Рашкина, там тоже есть интересный процесс.В начале осени Рашкин отдельно от других членов ЦК КПРФ выступил с собственными предложениями в предвыборную программу партии, и на протяжении всей осенней сессии он и ориентированные на него региональные депутаты КПРФ вели законотворческую деятельность в Госдуме отдельно от других влиятельных фигур.Можно говорить, что в составе коммунистов обособилась отдельная фракция, которая перетянула на себя одеяло в законотворческом процессе во втором полугодии 2015 года. У коммунистов сейчас продолжается процесс выработки комплексной предвыборной программы, на ближайшее время запланировано несколько программно-экономических форумов, к весне, к пленуму ЦК КПРФ должна быть сформулирована предвыборная программа в целом, и мы видим, что во втором полугодии 2015 года лидерство в разработке этой программы удерживал Валерий Рашкин и депутаты, ориентированные на него.Посмотрим, будет ли так в ближайшую сессию. На партийном форуме, который запланирован, КПРФ выдвинет на первый план программные разработки других зампредов (Госдумы – прим. ред.), других влиятельных коммунистов, которые осенью были не так активны в законотворческом процессе. Понятно, что рейтинг законотворческой работы у депутатов Госдумы не имеет прямой корреляции с электоральными рейтингами, с результатами выборов. Однако изучение процесса законодательной деятельности депутатов позволяет понять и спрогнозировать, какие ключевые фигуры будут на ведущих позициях в партийных списках, каких депутатов те или иные партии видят, как возможных новых глав комитетов уже в Думе следующего созыва. В этом смысле определенная корреляция с предвыборной кампанией имеется, и статистику законотворческого процесса можно рассматривать для того, чтобы понять, как будет строиться избирательная кампания той или иной партии.В качестве примера можно привести “Справедливую Россию”: лидерство в рейтинге Сергея Миронова объясняется тем, что как раз "СР" из всех четырех парламентских партий делает ставку на то, что Миронов будет единственной фигурой в федеральной части списка. Поэтому логично, что он выступает главным автором подавляющего большинства законопроектов в Госдуме. Это яркий пример, подтверждающий, что законотворческая активность отражает, как партия планирует свою избирательную кампанию.Первое место Миронова во многом достигнуто за счет внесения проектов и коррелирует с планами, согласно которым Миронов должен быть номер один в списке, при этом единственной фигурой в федеральном списке, а остальные “эсеры” уже возглавят региональные группы партии в списках.