МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕ ТРЕБУЕТ НОВЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕ ТРЕБУЕТ НОВЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

15 января 2016 г. 15:23
Миграционная политика Ангелы Меркель вызывает все больше сопротивления внутри страны. Из Баварии, где принимать нелегалов больше не намерены, к дверям канцелярии политика в Берлине ночью приехал автобус, полный сирийских беженцев. Раскритиковал правительство и экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер. Он назвал действия Меркель большой ошибкой и потребовал жестких и немедленных решений. Тем более, что проблема ставит под угрозу общеевропейскую безопасность. О ситуации "Политаналитике" рассказал руководитель отдела европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов:— Миграционные проблемы в Европе затмили все остальные. Это проблема номер один по очень многим критериям: для европейской безопасности, для европейского единства, может быть, даже для будущей конфигурации Европейского Союза. И это проблема номер один для любого европейского политика, который должен предлагать те или иные меры противодействия в условиях, когда согласия в этом европейском концерте совсем нет.Критикуют все и всех. И все понимают, что договариваться необходимо, потому что без договоренности ничего не произойдет. Помимо всего прочего, эта проблема еще важна и тем, что она вписывается в очень плотный клубок других вопросов. Речь идет и о террористических актах на территории европейских государств, поскольку, с одной стороны, нужно разобраться, насколько эти теракты связаны с проблемами миграции. Причем не сегодняшней миграции, а с точки зрения перспективного анализа рисков и опасностей в Европе. С другой стороны, нужно каким-то образом попытаться дать ответы обществу, потому что как раз общество, даже чисто эмоционально, связывает эти две темы. Кроме того, это вызов и для европейских институтов, потому что они в ситуации возникновения такого острого кризиса показывают недееспособность – не могут предложить работающих схем противодействия подобной угрозе. Об этом явно свидетельствует пример Италии, которая отказывается перечислять средства в общие фонды объемом в 3 млрд евро, которые предложены Турции (на программу по обустройству беженцев – прим. ред.). Не говоря уже обо всех спорах по поводу внутриевропейских границ.Плюс к этому, существует серьезная связка между миграционными проблемами и общей стратегией Европейского Союза в Южном Средиземноморье по отношению к так называемым "южным соседям" ЕС. Здесь также возникают очень серьёзные проблемы: с одной стороны, возможности европейских государств вносить практический вклад в борьбу с ДАИШ (арабская аббревиатура ИГИЛ, запрещенного в РФ – прим. ред.) в Сирии или в Ираке, а теперь даже в Ливии, ограничены; с другой стороны, все понимают, что без решения этой проблемы североафриканский, или южносредиземноморский (как хотите) кризис никак не потушить. И поэтому речь не идет о том, что сегодня договорились принять в течение года миллион мигрантов, а завтра мы будем их обустраивать, нет! Тогда придет другая волна. С этой волной придут другие люди, которые, в отличие от тех самых первых волн миграции, с которыми сейчас во многом связывают нарастание террористической угрозы внутри Европы, в любом случае станут питательной средой для исламских террористов и экстремистов, которые будут экстраполироваться на будущее.Я говорю о том, что мерами приспособления к ситуации, попытками решить существующие проблемы методами кризисного реагирования в краткосрочной или среднесрочной перспективе, обойтись не удастся. Нужны новые стратегические решения. Это бьет по европейцам, потому что, с одной стороны, нет идей относительно того, какие могут быть эти стратегические решения, с другой стороны, различие национальных интересов и геополитических приоритетов ведущих европейских стран ведут к тому, что выработка какой-то долгосрочной политики становится не только проблематичной, но и маловероятной.