РОССИЯ ОГРАЖДЕНА ОТ ПОТРЯСЕНИЙ – ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТАБИЛИЗИРОВАЛАСЬ

РОССИЯ ОГРАЖДЕНА ОТ ПОТРЯСЕНИЙ – ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТАБИЛИЗИРОВАЛАСЬ

25 декабря 2015 г. 17:12

Внутриполитическая ситуация в России за прошедший год претерпела качественные изменения. Депутаты Госдумы одобрили перенос думских выборов на сентябрь 2016 года. С новым годом начинается новый электоральный цикл – стартует подготовка к федеральной кампании. Пока же подводим итоги уходящего 2015-го. Политолог Леонид Поляков в эксклюзивном комментарии для «Политаналитики» - о том, как он увидел этот год:– С конца 2013 – начала 2014 года внешнеполитическая повестка создает рамку и контекст, который во много определяет и внутриполитические сюжеты.Центральное событие года с точки зрения внутренней политики – это очередной единый день голосования, который прошел в сентябре. В трети регионов были знаковые выборы – избирались губернаторы, в столицах субъектов прошли выборы законодательных собраний. Итог мы знаем - убедительная победа правящей партии. В большинстве случаев «Единая Россия» провела своих кандидатов и на губернаторские посты, и сформировала фракции большинства в законодательных региональных собраниях. Были и исключения – случай с Иркутском. Но лидирующая роль правящей партии была подтверждена.Следует отметить, что успешно выступили все наши парламентские партии – «КПРФ», «ЛДПР», и «Справедливая Россия», что означает, что политическая система стабилизировалась и существенных сюрпризов, способных привести к радикальному переформатированию этой системы, ожидать не приходится. Это можно прогнозировать и на 2016 год, когда пройдут выборы в Госдуму.Очень важный фактор – высокий уровень доверия россиян к президенту. Это значимый момент, который консолидирует общество на всех уровнях и позволяет поддерживать высокую социально-политическую стабильность в очень непростых экономических условиях. И сирийский сюжет, и решение России достаточно серьезно включиться в борьбу против террористической угрозы, а именно участие наших воздушно-космических сил в подавлении «ИГ». Это имеет обратный эффект: мы знаем, что в составе «ИГ» воюют выходцы из СНГ и даже из России. Это значит, что люди, которые получили опыт боевого террористического братства, крайне опасные люди, будут возвращаться в Россию, что повысит уровень террористической угрозы. Поэтому участие в антитеррористической операции в Сирии – это важный момент с точки зрения внешнеполитической ситуации, и в то же время существенная проекция на внутреннюю политику. Мы знаем, что одной из первых стран, узнавших, что такое террористическая угроза, стала именно Россия в 1990-ые годы. Именно поэтому превентивные удары по террористам, которые сейчас ведутся в Сирии, являются знаковым действием, отражающимся на внутриполитическом контексте. Мы помним Беслан, мы помним взрывы домов в Москве и других городах, поэтому поддержание режима безопасности и состояния высокой боеготовности в отношении террористической угрозы – это значимый внутриполитический фактор.Важную роль во внутренней политике играет такая организация, как ОНФ. Непосредственно она не является политическим актором, но по своему статусу и по тем задачам, которые ставит и решает Фронт, можно сказать, что это влиятельный игрок. С одной стороны, потому что лидер – Путин, с другой стороны – сам фронт выступает отчасти как политическая организация, потому что значительной число представителей ОНФ работает в составе фракции «ЕР» в Госдуме. Этот опыт успешен, их деятельность оказывает существенное влияние на многие сюжеты. Прежде всего деятельность, нацеленная на контроль исполнительной власти на всех уровнях. Различные программы, мониторинговые проекты имеют широкий общественный резонанс и дают конкретный результат.Кроме того, очень важно, что именно ОНФ взял на себя функцию контроля исполнения майских указов-2012, которые находятся в повестке. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, президент настаивает на том, что основные параметры этих указов, особенно в отношении исполнения социальных программ должны выполнятся правительством. И здесь фронт играет важную роль, подстегивая чиновников и указывая на встречах с президентом на позитивные и проблемные моменты, а также предлагает решения. Фактор ОНФ значим и имеет даже возрастающее значение.Скажу о сюжете несистемной оппозиции. Опыт участия в выборах в Костроме показал, что партии, которые, с одной стороны, официальные, а с другой – позиционируют себя как партии на радикальном фланге, по сути даже за пределами политической системы, даже при всех усилиях наиболее авторитетных деятелей этой самой радикальной оппозиции не в состоянии собрать достаточное количество голосов. Это говорит о том, что у радикалов минимальная поддержка в народной среде и дефицит знаковых и узнаваемых лидеров. Кроме того, продолжается конкуренция за право представлять весь радикальный фланг. Я имею в виду споры о том, кто должен вести некую «демократическую» консолидированную оппозицию на выборы 2016 года между «Яблоком» и остальными, например, тем же «Парнасом». На этом фронте существует некая неопределенность, невнятность, и перспективы появления консолидированной радикально-оппозиционной партии в составе думы в 2016 году крайне маловероятны. Преодоление пятипроцентного барьера для этих партий будет затруднено, если судить по тем тенденциям, которые мы фиксируем в 2015 году.