ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ – ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ – ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

24 декабря 2015 г. 18:00

Аналитический центр “Rethinking Russia” совместно с ведущими российскими экспертами проанализировал политические процессы, происходящие в России в период с 2011 года по настоящее время, и разъяснил их представителям международного экспертного сообщества. Результатом проделанной работы стал доклад “Развитие институтов и накопление качества”. Главный редактор журнала “Международные процессы” и соавтор исследования Андрей Байков прокомментировал специально для “Политаналитики” основные выводы, сделанные в ходе подготовки исследования:—В нашем коллективе я отвечал за модель, с помощью которой можно было бы оценить качественный тренд – то есть какие характеристики отражают, что происходит именно усовершенствование нашей политической системы. Иными словами, зона моей ответственности – это модель интерпретации результата. В докладе показано, каким образом структурно менялась избирательная система России, на каких принципах она строится, как происходит представительство различных социальных групп, различных регионов в системе государственной власти. Была поставлена задача: найти критерии, по которым можно оценить, что происходит качественное становление системы. В частности, каков минимальный порог для представительства, как представлен региональный уровень в высших органах власти, в Совете Федерации. Была спроектирована идеальная модель, в соотношении с которой можно понять, куда мы движемся – к стагнации, прогрессу или регрессу. Основные тенденции очень четко сформулированы. Это, в первую очередь, повышение регионального уровня представительства. Это хорошо видно при формировании Совета Федерации. В законодательстве прописано, что больше внимания должно уделяться регионам, а не по принципу контролирующей, сдерживающей верхней палаты. Есть движение в направлении уравнивания прав нижней и верхней палаты, с точки зрения представительства регионов верхней палаты и различных политических кругов и сегментов общества в нижней палате. До этого сохранялась некая неопределенная функция положения Совета Федерации в системе представительной власти.Этот доклад интересен зарубежному академическому сообществу, поскольку в 2011 году общим мнением западных комментаторов было то, что парламент в России в кризисе и настроений общества не отражает. И, в связи с тем, что, с точки зрения западных аналитиков, происходила одновременно редакция высшего уровня власти, прежде всего института президента, было ощущение, что парламентарии вступили в стагнацию. И полностью провалились с точки зрения общественной поддержки. Смысл нашего доклада в том, чтобы показать, как на законодательном уровне менялось политическое поле, что были созданы реальные условия для того, чтобы шире представить плюрализм мнений и разнообразие политических сил. Именно эти механизмы позволили снизить различные проявления недовольства и обсуждать альтернативные варианты развития страны, не перенося их в формат массового протеста. За последние годы в этой сфере наблюдается очевидный прогресс: и с точки зрения изменения законодательных норм, и с точки зрения изменения ландшафта политпартий, увеличения их числа, и с точки зрения поддержки их обществом. Это можно видеть на примере социологических опросов. Если говорить о данных, представленных в докладе, то, прежде всего, этим материалом интересуется внешняя аудитория – наши западные коллеги, партнеры по научным проектам, которые проявляют интерес к тому, происходит ли в действительности что-то, что может исправить ситуацию, к которой мы подошли в 2011 году.