ПРЕДВЫБОРНЫЙ ТРЕНИНГ: ДВУХСТОРОННИЙ ЭФФЕКТ

ПРЕДВЫБОРНЫЙ ТРЕНИНГ: ДВУХСТОРОННИЙ ЭФФЕКТ

4 декабря 2015 г. 17:34
Проект "Кандидат" стартовал. Это специально разработанная программа "Единой России", призванная подготовить будущих кандидатов – участников праймериз. Обучение позволит всем желающим освоить навыки дебатов, агитации, общения с избирателями. Проект продлится несколько месяцев, вплоть до начала внутрипартийного отбора, который пройдет в мае 2016 года. Интервью "Политаналитике" дал президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Он считает, что "Кандидат" нужен не только для тренировки политиков, но и для избирателей:— Программа "Кандидат" – это, во-первых, способ повышения интересов к повестке, которую партия продвигает, во-вторых – это отработка мобилизационных сценариев, и в-третьих – формирование сети, которая есть у кандидатов. Как показывает практика американских кампаний, на праймериз конкуренция жестче, чем на непосредственных выборах. Соответственно, на праймериз очень часто происходит мобилизация своих сторонников, и видно, какое количество избирателей и как голосует за тех или иных кандидатов. Виден потенциал каждого. Плюс ко всему – очень комфортные условия для того, чтобы кандидат отработал свою повестку. Праймериз являются важнейшим фактором формирования сети поддержки, и, следовательно, своего электорального поля, которое по факту мобилизуется как на праймериз, так и на само волеизъявление.Кроме того, это хороший тренинг, потому что одной из самых серьезных проблем является участие в публичной политике, в публичной повестке. И это требует серьезных усилий. Надо заметить, что сейчас очень мало кандидатов, которые способны вести публичную дискуссию, причем как во враждебной, так и в положительной аудитории. Поэтому, как и для одномандатников, так и в целом для партий это может дать положительный эффект. Во-первых, это поднимает интерес к партии в целом: крупные политические структуры часто пытаются привлечь игроков за счет внутрипартийной дискуссии. То же самое можно говорить о США: есть две крупные партии (хотя на самом деле их больше), но они во многом усиливаются как раз за счет внутрипартийной дискуссии, системы внутрипартийного общения. Праймериз как раз являются одной из такой площадок, причем площадок с конкретными текстовыми выражениями и дополнительными возможностями. Опять-таки, идет легитимизация процесса. По процессу подготовки видно, какие кандидаты объективно сильны, кто умеет хорошо общаться с электоратом, кто обладает базовыми политическими компетенциями, которые необходимы, чтобы пройти в Госдуму и на региональном уровне. Хотелось бы сделать более понятным и прозрачным сам процесс подготовки и легитимизировать процесс волеизъявления, потому что если кандидат возникает на “задворках” партийного списка, а реально все это время находился в оппозиционном поле, в публичной политике, его победа не будет вызывать вопросов, потому что будет понятно, как он к ней пришел.Что касается схемы и модели кандидата – достаточно логичной является схема и школа подготовки политических активистов вообще и кандидатов в частности. Это очень сложный процесс, требующий уникальных компетенций с точки зрения самой схемы подготовки. Необходимы соответствующие образовательные программы и модули, причем это не "тимбилдинг", и не умение "говорить", а политическое отстаивание позиций и ориентирование в повестке партии. То есть, задача не только в том, чтобы кандидат формировал свои предложения, а еще и в том, чтобы эти предложения укладывались в повестку партии, которую он представляет.Второе – это формирование команды кандидатов. Должны быть люди, которые работают с социальными сетями, с другими направлениями. Формирование такой небольшой машины – тоже важная задача и она является ключевой для эффективной подготовки. Это очень хорошее ориентирование по региональной составляющей, но надо учитывать, что возможностей для того, чтобы участвовать в региональной повестке, не так уж и много – некоторые субъекты достаточно закрыты, некоторые имеют очень сильную региональную партийную составляющую. И их обновление, и их усиление – очень серьезный вызов политической системе управления. Очень многое зависит от самой системы и подхода. Например, все субъекты очень разные, одномандатники неравномерно распределяются по регионам. У нас только в одной московской агломерации их более 15. А от какого-нибудь небольшого субъекта может один пойти. Это требует очень серьёзной, эффективной модели работы на региональном уровне. Наконец, образовательные системы – это тоже очень важно. Даже некоторым губернаторам имело бы смысл пройти несколько образовательных модулей, потому что они сталкиваются с ситуацией, когда либо не умеют говорить и отказываются от дебатов, тем самым ликвидируя процесс волеизъявления как таковой, либо говорят, но лучше бы они не говорили. При этом не ориентируются ни в политической, ни в экономической составляющей.Избирателю необходим свой представитель, здесь весь смысл, весь комплекс инициатив, которые в свое время реализовывали: и с открытыми выборами губернаторов, и с одномандатными. Должен быть механизм повышения личной ответственности политиков перед электоратом, граждане в этом сейчас заинтересованы. Им не нужен какой-то абстрактный депутат, который в регион даже не приезжает. Им нужен человек, который пришел от них, который несет на себе политическую ответственность. Если этот человек начнет поднимать некоторые проблемы, связанные, например, с социологией, ЖКХ, на площадке праймериз и будет доказывать необходимость их интегрировать в повестку партии, то они за ним пойдут. Это привлечение тех людей, которые раньше бы может и не пришли на электоральное поле.Фактически это история двухсторонняя: не только о том, как кандидат ищет своего избирателя, но и о том, как избиратель ищет своего кандидата. Фактически, это такая система краудсорсинга, когда человек на своей территории может выбрать того, кто больше соответствует его пожеланиям и интересам и реально может его представлять. Эта система, которая подготавливает и выращивает образовательные модули не только для кандидатов, но и для избирателей. Избиратель также дорастает до такого уровня, при котором может профессионально оценивать, в том числе, аргументы оппонентов своего кандидата. Ведь он варится в этой системе с момента праймериз, он может делать осознанный выбор. Нехорошо, когда он приходит на избирательный участок и выбирает кандидата, смотря на его личные представления или хорошее отношения к местам, где обучался. Это выбор более осознанный, и эта политическая связь становится более жесткой. Он готов за этого кандидата голосовать, бороться, он готов его поддерживать, он становится полноценным политическим активистом.