ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО РАЗВЕРНЕТ ГЛОБАЛЬНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ В АЗИИ

ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО РАЗВЕРНЕТ ГЛОБАЛЬНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ В АЗИИ

30 ноября 2015 г. 18:27

Кремль одобряет создание Транстихоокеанского партнерства, если оно будет развивать региональное сотрудничество. Однако, если это приведет к обособлению и созданию структур, параллельных ВТО, то это уже является поводом для беспокойства. Об этом заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Соглашение по формированию торгово-экономического союза было одобрено двенадцатью странами, среди которых — США, Канада, Япония и Малайзия. Альянс создает широкие возможности для торговли, но позволяет странам участвовать и в альтернативных проектах. Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов рассказал "Политаналитике" о перспективах Партнерства:

— США приступили к активной форме интеграции с Юго-Восточной Азией после того, как провалился их проект, связанный с вхождением в Банк Развития на базе Японии и Малайзии. И очень серьезный успех в этой зоне у Китая. На самом деле торгово-экономическая зона, которой является Транстихоокеанское партнерство, это так называемый механизм интеграции. Он предполагает прежде всего отмену таможенных пошлин, формирование зоны приоритетной торговли. Но надо отметить, что пока еще соглашение не подписано. Несколько месяцев, судя по всему, оно будет в общем доступе. Комитет убеждает республиканцев утвердить его.

Фактически предполагается активизация рабочих мест в юго-восточной Азии в противовес американским производителям.

Понятно, что здесь есть еще и политическая составляющая. Вопрос не в том, чтобы соглашение подписали в Юго-Восточной Азии, а в том, чтобы его одобрил электорат на фоне предвыборной кампании, которую ведет США (я напомню, в ноябре следующего года будут выборы). Также важным фактом является то, что особые экономические зоны особо друг другу не противоречат. Например, это не мешает Вьетнаму иметь пять, семь, или сколько угодно членств в экономических зонах. Так же, как и для Российской Федерации. То есть они не взаимоисключающие. Поэтому система привязки - это, скорее, больше информационный шаг. Тем не менее активизация здесь очевидна.

России вся эта история с ТТП не сильно угрожает, потому что товарооборот с США у нас не очень высокий. Но в долгосрочной перспективе это очевидно приведет к росту глобальной конкуренции на азиатском рынке: в первую очередь между лидером – Китаем, и странами, которые сейчас находятся на низком старте. Это прежде всего Таиланд и Вьетнам, которые имеют достаточно серьезное преимущество по дешевой рабочей силе.

Активизация этого противостояния может быть выгодна для Москвы, в том плане, что рост цен на энергоносители подстегивается именно положительными новостями по росту производства. Так что в долгосрочной перспективе конкуренция на юго-восточном направлении в принципе для нас выгодна. Но очевидно, что Москве также необходимо более активно работать в Юго-Восточной Азии, создавая свои каналы интеграции крупных игроков. Мы уже предложили особую экономическую зону Вьетнаму и работаем по ней. Аналогичная схема выстраивается с рядом других стран. Очевидно, что нам необходимо активизировать экономическую политику прежде всего в направлении наиболее динамично развивающихся регионов. Здесь особый интерес представляют Китай и Индия, Япония, Южная Корея и некоторые новые страны потенциального активного развития.

Так что ничем особенным Транстихоокеанское партнерство пока РФ не грозит, а в долгосрочной перспективе даже открывает какие-то возможности. Но опять же, здесь очень важно искать свои интересы. Потому что для Москвы сильный партнер не только Китай, но и другие азиатские страны. Необходимо сейчас не упустить момент, как мы в свое время проспали возвышение КНР. Необходимо не упустить тренд на активное развитие других стран региона.