МОДЕРНИЗАЦИЯ И КОНСЕРВАТИЗМ МОГУТ СОСТАВИТЬ ФОРМУЛУ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

МОДЕРНИЗАЦИЯ И КОНСЕРВАТИЗМ МОГУТ СОСТАВИТЬ ФОРМУЛУ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

30 ноября 2015 г. 17:00

На второй день IV форума "Бердяевские чтения", организованного во Владивостоке фондом ИСЭПИ, докладчики из разных стран мира поделились своими взглядами на восточноазиатскую геополитику и обсудили возможности сотрудничества между государствами. Модератор одной из секций, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов рассказал порталу "Политаналитика" о первых итогах форума: — В первый день "Бердяевских чтений" было две секции, на которых я присутствовал и о которых могу судить. Они были посвящены стереотипам взаимного восприятия России и азиатских культур, с одной стороны. С другой - опыту модернизации Восточной Азии и ее консервативной политической традиции. Интересно, что модернизация с одной стороны и консерватизм с другой где-то действительно образовывали антитезы, противостоя друг другу, и это приводилось как опыт достаточно малоуспешный: противостояние патриотов и прогрессистов в Корее XIX века. Там же, где они образовывали связку, как Реставрация Мейдзи в Японии, можно было говорить именно о формуле успеха. То понятие, с которым пытались как-то работать при Дмитрии Медведеве - это консервативная модернизация "Единой России". Этот термин не бессмысленный и имеет исторические аналогии в опыте таких восточноазиатских стран, как Япония с ее Реставрацией Мейдзи и в опыте второй половины XX века. Концепция форсированного развития и в Китае, и в Японии во многом опиралась на консервативный каркас ценностей. Это прежде всего стремление к национальному реваншу, которое для Японии и Кореи актуально, для Китая тоже, если вспомнить колониальный период, период унижений, о которых китайцы постоянно вспоминают и говорят. В случае с Японией это опора на феодальную этику при построении современных корпораций. В случае с Китаем это отход от "левачества" культурной революции в пользу обращения к конфуцианским корням. Консервативным началом можно считать и признание естественности для человеческой природы начала частной собственности. При этом никакого неолиберализма в китайских реформах базовой установкой заложено не было. То есть действительно можно говорить, что опыт этих реформ был заложен на консервативном каркасе и является примером того, что консерватизм и как культурная модель, и как политическая установка может быть основой для развития, а не только каким-то предостережением от рисков, которые возникают при развитии. С этой точки зрения вопрос мне кажется достаточно интересным. А второй день форума важен тем, что будет какое-то количество выступлений, которые касаются восточноазиатской геополитики, то есть взаимоотношений между центрами силы и попытка разобраться в том, насколько поиск почвы для сотрудничества, для альянсов, скажем, в рамках БРИКС, ШОС имеет ценностную основу или может иметь таковую, либо является просто прагматичным, ситуативным, оппортунистическим лавированием. И какова ценностная основа и последствия в сфере, может быть, культуры, идеологии, в целом сдвига центра развития мира в Восточную Азию. При том, что восточноазиатские государства подчеркивают свой прагматизм во всех взаимоотношениях и им не близко какое-то глобальное мессианство, тем не менее, это не значит, что они лишены этой идеологии. Просто ее европейскому человеку нужно специально вычленять, анализировать и препарировать для того, чтобы она стала ясна именно как идеология.