АКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ - ГЛАВНЫЕ КРИТЕРИИ «РЕЙТИНГА ЗАКОНОТВОРЦЕВ»

АКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ - ГЛАВНЫЕ КРИТЕРИИ «РЕЙТИНГА ЗАКОНОТВОРЦЕВ»

30 ноября 2015 г. 16:47

Фонд ИСЭПИ и Центр содействия законотворчеству выпустили новый, второй "Рейтинг законотворцев". Он освещает значимость и качество работы депутатов Госдумы по итогам первой половины 2015 года. Тройку лидеров общего списка возглавил единоросс Андрей Макаров, второе и третье место взяли Сергей Калашников от ЛДПР и Павел Крашенинников - представитель "ЕР". Новинкой этого рейтинга стал анализ результативности работы депутатов в комитетах Нижней палаты, а не только на стадии внесения законопроекта в парламент. Директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов пояснил аудитории портала "Политаналитика", какие моменты учитывались при формировании списка: — Прежде всего, хочу отметить, что представленный рейтинг - это не чарт перспективных публичных политиков или потенциальных кандидатов в депутаты Госдумына выборах 2016 года. «Рейтинг законотворцев» - это составная часть наших исследований, в целом посвященных выборам в Госдуму, но в данном случае мы акцентировали внимание на качестве и содержании законотворческой работы действующих депутатов Госдумы. Данные рейтинга помогут общественности, и главным образом руководству партий составить мнение о том, какой из действующих депутатов мог бы быть полезен в Думе нового созыва, при формировании новых избирательных списков или при планировании, каких представителей партии в какие парламентские комитеты направить. Второй момент: в рейтинге, о котором идет речь, мы учитываем два критерия – законотворческую активность депутата и его результативность. Активность депутата отражает количество законопроектов, которые внесены за его авторством в прошедшую сессию Госдумы, то есть в первом полугодии 2015 года. Мы считаем авторов, которые подписались под первоначальным проектом. Есть индивидуальные законопроекты, есть законопроекты, которые вносятся группой из трех-пяти депутатов. Те, кто подписались, присоединились к законопроекту уже после его внесения и регистрации, те не учитываются. Первоначальный проект вносится с пакетом сопроводительных документов, там могут стоять подписи одного, трех, пяти, семи депутатов. Есть редкие случаи фракционных законопроектов, этим отличается КПРФ. Здесь существует нюанс: депутат-инициатор законопроекта получает небольшой повышающий коэффициент, поскольку он берет на себя основную публичную ответственность за этот проект закона. Это минимальное корректирующее значение. Если мы говорим о группе из 10 авторов, то понятно, что основным действующим лицом является тот, чья подпись стоит первой: он его (законопроект), как правило, представляет, аргументирует в СМИ, в ходе пленарных заседаний и так далее. Критерий «результативность» отражает итоги рассмотрения всех законопроектов под авторством одного депутата, независимо от того, в какую сессию они внесены. В первом полугодии 2015 года Госдума рассматривала как текущие законопроекты, так и внесенные ранее - в 2014 и 2013 годах, то есть депутат может не выступать автором ни одного законопроекта, внесенного в текущую сессию, но может набрать баллы за результативность, показать накопленный результат.Третий, важный методологический момент - при подготовке рейтинга мы постарались нивелировать ту объективную разницу между депутатами от правящей партии и депутатами от парламентской оппозиции, которая предопределена большинством "Единой России" в Госдуме и тем, что теоретически ни один законопроект оппозиции не может быть принят, если его не поддержит хотя бы часть депутатов "ЕР". Поэтому баллы за результативность даются не только за принятые законопроекты, но и за отклоненные, в зависимости от количества голосов, которые отданы за этот документ. То же самое касается принятых законопроектов: учитывается не только сам факт его принятия в том или ином чтении, но и количество голосов “за”, которое проект получил. Оценки, эти рейтинговые баллы, безусловно, базируются на количественных подсчетах, но они не тождественны только количеству законопроектов, которые депутат внес или которые были приняты. Данный рейтинг мы главным образом рассматриваем как шкалу, отражающую социально-политическую востребованность думского законотворчества, поэтому для каждого законопроекта, в зависимости от его тематики, мы вводим либо повышающий, либо понижающий тематический коэффициент. Эти коэффициенты иллюстрируют социальный вес законопроекта. Они представлены в приложении и рассчитаны на основе результатов социологических опросов о рейтинге проблем, беспокоящих россиян в текущий момент времени: сравнительная оценка по результатам опросов всех трех ведущих социологических центров плюс наша экспертная оценка значимости. В данном случае самыми важными темами законотворческой работы, с повышающим коэффициентом 2, мы считаем вопросы, связанные со сдерживанием роста цен, - это главная проблема, которая беспокоит россиян в последний год, - и вопрос, связанный со стоимостью ЖКХ и капитального ремонта. Целый ряд тем имеет коэффициент 1,75: это вопросы развития экономики, антикризисной политики. Некоторые темы повысили свою значимость: это проблемы, связанные с поддержкой бизнеса и развитием экономики, с повышением качества власти, госуправления, поддержки села, АПК и еще ряд тем. А вот острота проблемы миграции, нелегальных мигрантов снизилась по данным всех опросов, и если раньше ей присваивали коэффициент 1,25, то сейчас - 1.Мы не учитываем общественный резонанс законопроектов. Мы оцениваем содержание законопроекта и отслеживаем, каким он оказался на выходе из второго чтения, потому что у нас в целом ряде случаев технический, казалось бы, законопроект ко второму чтению может серьезно изменить свою концепцию, стать содержательным и вообще уйти в другую категорию.Наш принципиальный подход – учитывать первоначальное авторство проекта. Большую группу присоединившихся к законопроекту депутатов мы не засчитываем как авторов. Особо хотел бы отметить новинку, главную новацию второго выпуска «Рейтинга законотворцев» - это отдельная таблица, которая отражает качество работы действующих депутатов Госдумы в комитетах при доработке законопроектов любого авторства ко второму чтению. По сути это частота и результативность внесения депутатами поправок в законопроекты во втором чтении. Такие показатели мы технически отслеживали по таблицам поправок, которые готовились к принятию, и по результатам рассмотрения законопроектов на заседаниях парламента.В Госдуме есть довольно ограниченный пул действующих законотворцев, которые ведут основную работу в комитетах, они не так часто выступают авторами собственных законопроектов, но вносят неоценимый вклад в доработку правительственных, депутатских или фракционных законопроектов во втором чтении. Эти лидеры комитетского законотворчества у нас и представлены в отдельной таблице. Их баллы никак не суммируются с общим рейтингом, потому что сделать это методологически с корректным результатом, скорее всего, невозможно. Данную таблицу по сути можно рассматривать как отдельный рейтинг. А топ-10 законопроектов - это законопроекты, которые набрали наибольшее количество баллов.