ПРАВИТЕЛЬСТВО БУДЕТ СТАБИЛЬНО ДО ВЫБОРОВ В ГОСДУМУ

ПРАВИТЕЛЬСТВО БУДЕТ СТАБИЛЬНО ДО ВЫБОРОВ В ГОСДУМУ

3 ноября 2015 г. 13:15

Активное участие России в военной операции в Сирии показывает, что власти страны стремятся преодолеть возросшую в последний год внешнюю изоляцию. Во внутренней политике набирает обороты антикоррупционная повестка. На этом фоне усиливается влияние главы Администрации президента Сергея Иванова. Такие выводы делают эксперты коммуникационного холдинга "Минченко Консалтинг" в новом докладе "Политбюро 2.0 и сирийский гамбит", с которым можно познакомиться на сайте "Политаналитика". Глава холдинга Евгений Минченко эксклюзивно для нашего портала прокомментировал некоторые результаты исследования:— В первую очередь, мы видим переключение российского руководства на внешнеполитическую повестку. Поэтому, собственно, на первых местах была администрация президента: Сергей Иванов - один из хедлайнеров этой повестки, человек, который представлял обращение президента с просьбой дать ему возможность использовать войска за пределами страны. Получается переключение повестки: во внешней - Сирия, а во внутренней – противодействие коррупции, что тоже находится в сфере кураторства Сергея Иванова, поэтому он на первом месте. Ну и понятно, что в условиях внешнеполитической активизации на втором месте – министр обороны Сергей Шойгу.На самом деле, тройка лидеров примерно такая и была, но "Политбюро" в целом усилилось, потому что внутри страны происходит перераспределений ресурсов и происходит оно как раз в пользу крупных игроков. Наиболее впечатляющая динамика у группы Ротенберга, которая смогла поменять руководство РЖД, усилила свои позиции на алкогольном рынке. Так что я думаю, это достаточно логично. По большему счету, каких-то драматических изменений не произошло. Несколько просел Сергей Собянин. Отставка Владимира Якунина с поста главы РЖД создает негативный имиджевый фон для других руководителей госкорпораций, поэтому некоторое снижение позиций у Сергея Чемезова и Игоря Сечина.Большой скачок сделал Дмитрий Медведев и сильно просел Геннадий Тимченко. Причем, Тимченко скорее надо смотреть не в рамках всего "Политбюро", а в рамках бизнес-круга. То есть Тимченко в прошлом году был номер один по влиятельности, но оказалось, что ему не удалось добиться быстрых успехов в китайском направлении, он отказался от строительства моста в Крым, и этот проект для него умер. Ротенберг сегодня как раз с имиджевой точки зрения демонстрирует - «вот тот человек, который справедлив до конца, который не боится ответственности, которого не волнуют эти санкции». Я думаю, в этом смысле группа Ротенбергов демонстрирует тип «патриотического предпринимательства». А Медведев работал в прошлом году в условиях стремительной девальвации рубля. Тема замены главы правительства обсуждалась, однако мы видим, что курс валют несколько стабилизировался, хотя и на другой отметке. Второе, Владимир Путин неоднократно демонстрировал свою личную позицию в отношении Дмитрия Медведева – то они молочко пьют вместе, то они спортом занимаются и стейки потом жарят. Это очевидная демонстрация очень высокого уровня человеческих отношений. Ну а поскольку у нас близость к президенту – один из ключевых ресурсов, это, несомненно, начало сказываться и на неформальном влиянии Дмитрия Медведева. Плюс в условиях кризиса сокращается количество денег у бизнес-структур, а понятно, что человек, который распоряжается бюджетом страны, по определению в этой ситуации усиливается.Наше исследование строится на двух составляющих – это анализ открытых источников и экспертное интервью с аналитиками и представителями правящей элиты. То есть эти два метода накладываются друг на друга – у нас есть устойчивая панель из порядка 60 человек, которых мы опрашиваем в течение нескольких месяцев. Была критика в наш адрес – а почему же вы не называете, с кем вы разговариваете. Но если хочешь получать качественную информацию, должны быть гарантии конфиденциальности, потому что все-таки внутриэлитные взаимоотношения - это вещь очень деликатная. Очень много спекуляций возникает на тему приходов-уходов тех или иных чиновников. Я думаю, что произойдут какие-то изменения в силовых структурах, потому что высока вероятность замены в течение ближайшего времени главы ФСО. Муров должен просто по возрасту уйти, это каким-то образом повлечет за собой цепную реакцию замен и в других структурах, потому что у нас же очень сложный баланс влияния между силовыми структурами, который выстраивает Путин. В том числе с точки зрения такого взаимопроникновения (с одной стороны, есть тандем ФСБ и Следственного комитета, с другой стороны – ни для кого не секрет, что несколько напряженные отношения между СК и Прокуратурой). Я думаю, это совершенно намеренно поддерживается, в свое время ГНК создавался фактически как параллельная ФСБ структура, сейчас он этой функции не имеет, тем не менее, это еще одна спецслужба, которая гипотетически способна и обладает ресурсами для самостоятельной игры в тех или иных вопросах. Группа ФСО за последнее время серьезно наращивала свое влияние – мы видим, что тот же самый Злотов находится на серьезной позиции в МВД, руководит внутренними войсками, поэтому этот баланс системы сдержек и противовесов, которую выстраивает Путин и постоянно ее донадстраивает, позволяет говорить о том, что у нас нет никаких абстрактных силовиков. Понятно, что отношения между ними очень и очень непростые, они не представляют собой монолитную силу. Более того, и внутри силовых структур существуют разные лагеря, группы влияния, особенно это исторически характерно для МВД, которое является самой многочисленной силовой структурой, влияющей на внутреннюю политику. Поэтому в силовых структурах, я думаю, будут в течение года значимые перестановки, как минимум на уровне замов, а где-то и руководителей. Правительство, думаю, будет достаточно стабильно до выборов в Государственную Думу 2016 года. И вот тут мы как раз отмечаем один из возможных рисков для Дмитрия Медведева. Его оппоненты внутри "Политбюро" могут попытаться превратить эти выборы в референдум по недоверию Медведеву и его правительству.