СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ НЕ В СИЛАХ СПРАВИТЬСЯ С ТЕРРОРИЗМОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ НЕ В СИЛАХ СПРАВИТЬСЯ С ТЕРРОРИЗМОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

28 октября 2015 г. 18:03

Глава Федеральной службы безопасности Александр Бортников на заседании Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ призвал укреплять границы стран Центральной и Средней Азии. Угроза вторжения в регион возросла после объединения боевиков "Талибан" и "Исламское государство" (запрещено в РФ). Серьезные опасения, по словам руководителя ведомства, вызывает эскалация напряженности на северных границах Афганистана, где уже сейчас сосредоточены террористические группировки. Методы борьбы с боевиками-выходцами из бывших советских республик планирует обсудить Владимир Путин на встрече с руководителями спецслужб государств Содружества. Заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев в эксклюзивном интервью "Политаналитике" объясняет, почему для эффективного противодействия международному терроризму необходимо объединяться:— То, что часть движения "Талибан" в Афганистане перешла сторону «Исламского государства» - это не так важно. Более важно другое. Ранее между "Талибаном" и государствами Центральной Азии был некий буфер в виду того, что на этой территории проживали узбеки, таджики и другие национальные меньшинства. Поэтому можно было поддерживать «Северный альянс» (военно-политическое движение на севере Афганистана – прим. ред.) и сдерживать талибов, что и делалось. Однако сейчас этот буфер как таковой исчез, потому что стали возникать такие организации, которые носят наднациональный характер. Это касается не только ячеек или филиалов «ИГ», но и "Аль-Каиды", которые могут возникать на территории таджиков и узбеков, тем более, что там есть много радикалов. Поэтому сейчас эта сила составляет там достаточно серьезную угрозу. К сожалению, с ней там пока не готовы бороться сообща. Потому что, если Таджикистан, как член ОДКБ, надеется на российскую помощь, то Узбекистан больше надеется на американскую помощь. И, как вы знаете, буквально на днях Джон Керри посетит Узбекистан, а в Самарканде проведет заседание министров иностранных дел государств Центральной Азии. Именно в Узбекистане. То есть, все-таки надежды на США у них есть, и не совсем ясно, насколько это будет реализовано на практике.Есть еще Туркменистан, который раньше договаривался с талибами, а с радикалами договориться не может, и сейчас почти вся армия Туркменистана размещена вдоль границ. В Таджикистане мы реально подходим к периоду 1998 года. Хочу напомнить, что в то время для укрепления границы, для того, чтобы усилить боеспособность погранотрядов (которые еще ранее комплектовались солдатами и офицерами погранвойск РФ – прим. ред.), у них в тылу разворачивались воинские части российской 201-й дивизии, впоследствии 201-й российской базы. То есть, ситуация чрезвычайно серьезна.Самостоятельно, я полагаю, ни одно государство Центрально Азии с этой угрозой справиться не может. Для этого есть серьезные причины. Если брать Таджикистан, то там армия крайне малочисленна и плохо оснащена. Она недостаточно устойчива к влиянию радикального ислама. Есть некий раскол в элитах Таджикистана, который обостряется по мере необходимости передачи власти от Рахмона (Эмомали Рахмон, президент Таджикистана – прим. ред.) к сыну, например. Плюс ко всему, есть серьезные ошибки государства в сфере религии, агрессия верующих. Это все создает Таджикистану большие проблемы, и с Россией Душанбе будет сотрудничать с целью поддержки нынешней власти. И, по видимому, вполне может вновь возникнуть вопрос о развертывании в стране частей и подразделений российской 201-й базы. По Узбекистану, в виду того, что он вышел формально из ОДКБ, можно говорить в рамках двухсторонних российско-узбекских отношений, которые достаточно хорошие, и в рамках СНГ тоже. Для этого СНГ является хорошим форматом, и может быть, у него возникнет «второе дыхание» по некоторым направлениям. Очень важно и то, что Туркменистан имеет к СНГ тоже определенное отношение. И относительная стабильность наблюдается в Туркменистане исключительно за счет качества жизни. Хотя он и неполноценный член СНГ, но, возможно, эта площадка - то место, где можно договориться о совместном противостоянии очень серьезной угрозе, которая ослабляет внутреннюю стабильность всех государств Центральной Азии. А она имеет место не только в Таджикистане, но и в Узбекистане, тем более что Исламское движение Узбекистана (ИДУ, радикальная исламистская группировка, запрещена в РФ, США и т.д. – прим. ред.) готово будет при возможности начать процесс свержения светской власти в Ташкенте. Поэтому я полагаю, что ни одно государство Центральной Азии самостоятельно защититься не сможет.