РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОНФ: МИНИСТЕРСТВА ИГРАЮТ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОНФ: МИНИСТЕРСТВА ИГРАЮТ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

26 октября 2015 г. 17:11

Министерство экономического развития (МЭР) предложило обязать органы власти обсуждать с Общероссийским народным фронтом (ОНФ) документы стратегического планирования. К таким относятся послания президента Федеральному собранию, стратегия социально-экономического развития страны, стратегия национальной безопасности, бюджетный прогноз, и другие. Соответствующий проект постановления правительства уже подготовлен. Предполагается, что нововведения вступят в силу 1 сентября 2016 года. Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в комментарии порталу "Политаналитика" пояснил, какой положительный эффект может принести эта идея: — Я не вижу в предложении МЭР ничего неожиданного, потому что Народный фронт в последнее время достаточно стремительно развивается, в том числе его интеллектуальная структура, и она берет на себя довольно большой фронт работ по подготовке решений органов государственной власти. Если все это начиналось как система мониторинга, прежде всего, эффективности чиновников, то постепенно мы видим, что функции ОНФ расширяются. Они теперь не только своего рода общественные контролеры - и люди, и организации, которые входят в ОНФ, предлагают конкретные решения и надеются, что исполнительная власть будет к ним прислушиваться. В этом плане получается, что ОНФ расширяет свой функционал и структуры, которые образуют ОНФ, начинают встраиваться в систему подготовки государственных решений. Но мы же понимаем, что вот у нас есть власть, особенно правительство - исполнительная власть, которая все время декларирует, что она находится в постоянной связи с гражданским обществом. В реальности же видим, что самому правительству эта связь с гражданским обществом не нужна. Это достаточно очевидная вещь. Почему? Потому что у нас есть президент, который понимает, что он избран населением и не может эту связь потерять, потому что легитимность – основа его успешности и основа пребывания на этом посту. Собственно, он и организовал ОНФ, как мы помним. А правительство, на самом деле, по-другому относится, потому что члены правительства выборы не проходили. В этом плане на уровне деклараций они все их лозунги разделяют, но в реальности, чем выше забор, который отделяет их от любых элементов гражданского общества, тем лучше. Поэтому правительство приходится заставлять.Все время правительство, как от назойливых мух, отмахивается от всех проявлений гражданского общества, будь то общественные организации или эксперты. Поэтому его заставляют, но оно все время пытается линию обороны держать. Классическая история – Экспертные советы при министерствах.Они вроде как созданы и даже собираются там периодически, и некоторые члены в интернете постят: «Мы сегодня собрались на важное заседание». Но приведите мне пример, когда, во-первых, этот совет действительно включал бы тех людей, которые понимали бы суть этих историй, а не просто были бы набором личных друзей министра или публичными светскими фигурами, которые олицетворяют демократизм главных редакторов СМИ, которые призваны отвечать за прозрачность этой процедуры. Все же, а тем более, правительство, понимают, что это смешно. Правительство хочет жить в своем соку, ему так проще. Оно и в Думу ходит нехотя как бы, просто потому, что вынуждено это делать. Но так же не может длиться вечно, особенно в период выборов и бюджетных кризисов ясно, что качество власти должно повышаться. Тут вопросов никаких нет. Связь с обществом должна быть, и в любых формах это будет проявляться.То, что ОНФ превратился в серьезную структуру и теперь его будут включать в подготовку этих решений - считаю, что это только плюс. Соответственно, будет еще один канал коммуникации с правительством, потому что делать это очень непросто. Я, как эксперт, коммуницирую с рядом министерств по ряду вопросов и вижу, что диалог часто строится по принципу: я – начальник, ты – дурак. Это всегда так происходит. Удивительная убежденность наших чиновников в своей правоте меня изумляет. Мы понимаем прекрасно, что сила ОНФ в том, что эта структура при президенте. Это прекрасно, но надо еще уметь этой силой воспользоваться. Я понимаю, что от ОНФ уже не отмахнешься. Сначала это поняли губернаторы, которых ОНФ начал снимать. Конечно, их снимал Путин, но по представлению ОНФ. Мы знаем эти истории. Теперь я думаю, что это поймут постепенно и министры. Кто первый поймет, что ОНФ – это структура, которую лучше, не дожидаясь, включить в эти процессы, тот и выиграет на старте. А кто будет сопротивляться, и отгонять ОНФ до последнего, закончит, как некоторые губернаторы, которых по представлению ОНФ снимали.Поэтому со стороны Министерства экономического развития – это игра на опережение. Причем понятно, откуда это берется. В последнее время о судьбе Минэкономразвития не говорит только ленивый. Его уже и слили с Минфином, и ликвидировали. В этом плане Улюкаев (глава МЭР - прим. ред.) находится в проблемной ситуации. И тоже он начинает соображать на будущее. Здесь есть такое личное стремление спасти министерство. Он улавливает тренд , но тренд реально существующий, и пытается в этот тренд вписаться. Поэтому здесь есть, я думаю, и лично улюкаевская история. Но он мыслит на этот счет правильно, потому что понимает, что это реальный тренд, ОНФ – действительно эффективная структура, рост которой реально очевиден, и пытается в него вписаться, надеясь, что за эту открытость и готовность сотрудничать с ОНФ ему удастся свои аппаратные задачи решить. Вполне понятная история.