НОВАЯ СХЕМА ОКРУГОВ РАСШИРЯЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВЫБОРОВ

НОВАЯ СХЕМА ОКРУГОВ РАСШИРЯЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВЫБОРОВ

15 октября 2015 г. 16:03

Фонд ИСЭПИ представил доклад о новой смешанной нарезке избирательных округов к думским выборам 2016 года. В ходе дискуссии, организованной Фондом в формате круглого стола, эксперты обсуждали, как так называемая лепестковая схема повлияет на развитие политических институтов. Также речь шла о развитии конкурентности. Член экспертного совета фонда ИСЭПИ Алексей Зудин в интервью "Политаналитике" оценил представленную работу:– Доклад достоин положительной оценки. Проделана большая и важная работа. Все то, что связано с выборами, рассматривается в русле партийной логики: кто победил или у кого какие шансы. Политическая борьба обычно анализируется как сражение двух ресурсов – административного и денежного. Представленное исследование выгодно отличается от основной массы работ в данной области тем, что в центр были поставлены институциональные последствия перемен, которые произошли в политической системе нашей страны. В частности, новой схемы нарезки одномандатных округов.Основное направление, в котором авторы анализировали предмет, вопросов не вызывает. Есть вопросы по терминологии. Авторы называют новую модель нарезки округов, которые созданы при помощи ВЦИКа, однородными. Наверное, это не вполне удачное название. Однородными были старые округа, когда они четко делились на городские, сельские. Смешанная система не может создать однородные округа. Они будут смешанными по своему составу. Надо поискать более точный термин для обозначения округов нового типа, которым посвящено исследование.При анализе нынешней политической системы и выборов большое внимание обычно уделяется тому, что мы являемся свидетелями расширения поля политической конкуренции. Об этом много говорится и такой подход оправдан. Но при всей исключительной важности политической конкуренции, сама по себе конкуренция – это все-таки инструмент. Авторы подробно рассмотрели институциональные эффекты новой схемы и вероятных округов, и, на мой взгляд, среди тех выводов, которые можно сделать, познакомившись с работой - это вывод о том, что у нас в ходе избирательной борьбы будет формироваться новый тип ресурса, если его сравнивать с так называемым административным ресурсом или ресурсом денег, о котором так много говорят.Речь идет об электоральном ресурсе, под которым подразумевается способность партии и кандидатов завоевывать поддержку избирателей. Если говорить о тех эффектах, которые рассмотрены в работе, то, на мой взгляд, общим эффектом избирательных округов станет повышение качества политического представительства. Промежуточный эффект перемен – это ослабление междуадминистративного ресурса и частичная девальвация политической ренты тех депутатов, которые неоднократно побеждали в избирательных округах старого типа.Кроме общего и промежуточного эффектов, можно выделить 4 специфических эффекта. Первое: снижение возможности местных администраций влиять на избирательный процесс, и наоборот, повышение веса в избирательном процессе его непосредственных участников, то есть политических партий и кандидатов. Второе: это снижение риска внутриэлитных конфликтов на местном уровне и политических конфликтов между городом и селом, которыми была чревата старая модель избирательных округов. Третья группа специфических эффектов – это повышение качества представительства, потому что новая схема округов будет стимулировать появление депутатов, в гораздо большей степени связанных с избирателями своего округа. И, наконец, четвертый эффект – это обновление депутатского корпуса. Если новая модель избирательных округов способствует обесцениванию политической ренты, то она будет облегчать приход в Думу новых депутатов и депутатов нового типа.В работе достаточно подробно и убедительно проанализированы потенциальные бенефициары и потенциальные проигравшие от новой нарезки. К числу потенциальных относятся политические партии, которые стремятся выстраивать собственные инфраструктуры связей на местах. Но поскольку новая нарезка разрывает старые связи и границы между избирательными и административными округами не совпадают, и возникает этот эффект. Поскольку партии больше не могут пользоваться уже готовыми административными структурами на местах, просто внедряясь в них, они стремятся создавать свои собственные.Часто говорят, что новая схема будет работать только в пользу "Единой России", но авторы доклада убедительно показали, что это не так. От новой схемы могут выиграть все участники. И партия большинства в чем-то выиграет, и в чем-то, возможно, проиграет. Здесь важно то, что внутри партии новая схема избирательных округов будет способствовать тому, что в более выгодном положении окажутся кандидаты, ориентированные на профессиональную политическую карьеру. Среди бенефициаров новой модели избирательных округов также следует указать кандидатов, способных к выстраиванию связей с избирателями без опоры на местные или региональные администрации. И, наконец, в конце списка бенефициаров, - но не по значимости, - избиратели округа, поскольку они получат более качественное политическое представительство.А среди потенциальных проигравших окажутся местные администраторы, которые раньше имели больше возможности влиять на выборы, а сейчас при переходе к новой модели у них таких возможностей будет меньше. Среди потенциальных проигравших также депутаты и партии с однородной базой поддержки. Речь идет об откровенных лоббистах – с одной стороны, а с другой стороны – об идеологически ориентированных партиях, которые ставят на конфликт со сложившейся политической системой. Также среди тех, кто может оказаться в тотальном проигрыше, депутаты, в переизбрании которых значительную роль играют связи с местными администрациями. Последними в списках потенциально проигравших следует указать местных предпринимателей. В том случае, если они будут выставлять свои кандидатуры в смешанных одномандатных округах, им будет работать труднее, чем раньше, поскольку теперь территория округа не будет ограничена местом расположения предприятия, которыми они владеют.В целом, и это показано в докладе, новая схема округов будет способствовать расширению представительных основ выборов и тому, что состав новой Думы не только обновится, а станет более адекватным тем функциям, которые закреплены за депутатами Государственной думы в российских законах.576