НОВАЯ НАРЕЗКА ОКРУГОВ ЗАТРУДНИТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАРОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО КАПИТАЛА

НОВАЯ НАРЕЗКА ОКРУГОВ ЗАТРУДНИТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАРОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО КАПИТАЛА

2 сентября 2015 г. 14:51

Новая схема одномандатных округов утверждена на 10 лет, об этом заявили в Центризбиркоме. Согласно произведенной нарезке, в 32 субъектах Российской Федерации образовано по одному округу, в 26 – по два, 6 регионам выделено по 3 округа. Больше всего их получилось в столице. По мнению ряда экспертов, партии воспримут изменения по-разному, поскольку они влекут за собой усреднение регионов, а вместе с тем шансы кандидатов на победу на стартовом этапе будут равны. Член экспертного совета Фонда ИСЭПИ Алексей Зудин в комментарии порталу «Политаналитика» заявил, что это повысит легитимность избирательной системы:— Об отношении к этому партий говорить пока рано. Я думаю, что там главным водоразделом будет уровень доверия, который партии испытывают к последним новациям Избиркома. А этот уровень во многом определяется тем, является ли партия думской или внедумской. Соответственно, думские партии в общем и целом могут воспринять эту новацию в целом позитивно, хотя наверняка будет и критика. Но основную критику и возможное неприятие мы увидим со стороны внедумских партий и, прежде всего со стороны так называемой внесистемной оппозиции, которая участвует в выборах (я имею в виду ПАРНАС, конечно же). Главное в этих новациях - это ориентация на легитимность политической системы, на легитимность тех институтов, которые будут сформированы в результате выборов и на доверие к тем депутатам, которые будут избраны. Новации призваны повысить легитимность системы, которая будет проходить испытание выборами и легитимность депутатов: в этом главная цель новации. Я бы не сказал, что депутатам станет от этого легче хотя бы потому, что последние выборы по округам были давно или очень давно, но то, что результаты будут более справедливые и в большей степени вызовут общественное доверие – это да. Тем самым создаются условия для более эффективной политической конкуренции. То, что эта нарезка призвана способствовать избранию таких депутатов, у которых будет меньше оснований вступать в перспективе в конфликты с губернаторами, теперь уже тоже избираемыми в соответствующих регионах - это тоже, в общем, так.Поскольку новации ориентированы на эффективность системы, то они способны задевать как интересы части оппозиции, так и интересы части большинства. В тех случаях, когда оппозиция имеет наработанные связи в чисто городских округах, вполне возможно, что она потеряет часть голосов. Хотя, с учетом того, что с последних одномандатных выборов прошло много времени, не исключено, что это просто-напросто заявления, которые не основаны ни на чем, это могут быть чисто политические заявления, призванные привлечь к себе внимание, подчеркнуть оппозиционный настрой соответствующего политика. Но новации также, будучи ориентированными на систему, а не на конкретные партии, могут в определенных случаях приводить к тому, что страдают и интересы партии власти. Так будет неизбежно и в первом, и во втором случае, и произойдет там, где будут создаваться так называемые смешанные округа, которые будут объединять как городских, так и сельских избирателей. Да, старые связи сработают не везде, значит, основное внимание нужно будет уделять конкретной работе с конкретными избирателями, а не полагаться на старый политический капитал. Поэтому новая нарезка, как предполагается всей ее идеологией, затруднит автоматическое пользование старым политическим капиталом, старыми наработками политиков и ориентирует политиков на активную работу с теми реальными избирателями, которые есть в новых избирательных округах.