ЕСЛИ В ЕВРАЗИИ СПОКОЙНО, ЕАЭС СВОЮ ЗАДАЧУ ВЫПОЛНИЛ

ЕСЛИ В ЕВРАЗИИ СПОКОЙНО, ЕАЭС СВОЮ ЗАДАЧУ ВЫПОЛНИЛ

13 августа 2015 г. 14:00

На днях Киргизия стала полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Финальным аккордом в сложной процедуре взаимной адаптации норм и стандартов явилась торжественная церемония снятия постов таможенного контроля на киргизско-казахстанской границе. С этого момента на территории Киргизии вступили в силу единый таможенный тариф и единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, а также единые требования на продукцию, установленные техническими регламентами Таможенного союза.Напомним, что Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международное интеграционное экономическое объединение, куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, а теперь ещё и Киргизия. Союз начал работу в текущем году, придя на смену ЕврАзЭС — Евразийскому экономическому сообществу (работал с 2000 по 2014 гг.). Впервые о создании ЕАЭС в 2011 году объявил Дмитрий Медведев (на тот момент президент РФ). Цели, которые обозначает ЕАЭС, лежат сугубо в экономической плоскости и направлены на модернизацию и повышение конкурентоспособности государств-участников на мировом рынке. Предполагается, что к Союзу может присоединиться и Вьетнам. Весной текущего года в Ханое премьер-министр России Дмитрий Медведев обсудил с премьер-министром Вьетнама Нгуен Тан Зунгом вопросы заключения соглашения о зоне свободной торговли. Проект соглашения был одобрен российским правительством. В случае подписания это будет первое подобное соглашение между организацией и третьими странами. Документом предусмотрены, в частности, условия тарифной либерализации торговли товарами между государствами ЕАЭС и Вьетнамом путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на значительную группу товаров. Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры о возможности заключения соглашений о создании зон свободной торговли с Ираном, Индией, Египтом и Израилем.Короче говоря, формат нового интеграционного пространства привлекателен для внешних участников рынка и имеет хорошие перспективы развития. Вот несколько показателей ЕАЭС: территория – свыше 20 млн кв. км, население – около 180 млн чел., на долю этих стран приходится более 4% мирового ВВП и более 80% ВВП стран СНГ, порядка 12% глобального сырьевого экспорта. Россия и Казахстан входят в десятку стран с наибольшей площадью территории, соответственно 1 и 9 место в мире. По запасам черных и цветных металлов Россия и Казахстан занимают лидирующие позиции в мире. На долю двух стран приходится 93% нефти, 65% природного газа и 82% каменного угля в СНГ. Учитывая тесные экономические и культурные связи стран постсоветского пространства, евразийская интеграция представляется естественным и логичным направлением развития их сотрудничества. Создание ЕАЭС открывает возможности для ускорения роста: они связаны с традиционным для любого интеграционного образования открытием рынков и увеличением мобильности.Надо признать, что среди игроков ЕАЭС имеются существенные различия по основным макроэкономическим показателям. Россия занимает здесь лидирующее положение, поскольку изначально обладает рядом преимуществ, связанных с ее географией, экономикой и историей. Некоторые эксперты рассматривает это как сдерживающий фактор успешной интеграции. Но Москва с охотой берет на себя роль локомотива ЕАЭС, поскольку перспективы интеграционного объединения довольно заманчивы. В настоящее время основной торгово-экономический партнер РоссииЕвросоюз - демонстрирует низкие темпы экономического роста, стремление к диверсификации поставщиков энергоресурсов, активно инвестирует в энергосбережение и поиск альтернативных источников. С другой стороны, Китай уже сейчас является крупнейшим в мире потребителем энергоносителей, спрос на которые в ближайшее время будет только увеличиваться, в частности, в рамках оригинального проекта «Новый шелковый путь».Таким образом, речь идет о сопряжении ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. Новый Шелковый путь, идея которого была выдвинута Пекином в сентябре 2013 года, представляет собой обобщенное название комплекса стратегий «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Первый проект направлен на Евразию. Второй ориентирован на развитие сотрудничества стран Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также Восточной Африки и Европы. Идея либерализации торговли с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) нашла поддержку среди стран АСЕАН. Об этом не так давно заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, будучи с визитом в Малайзии. «Будущее России как крупнейшей евразийской державы, две трети территории которой находится в Азии, неразрывно связано с АТР. Логично, что мы, как и другие государства Евразийского экономического союза, стремимся наращивать связи со странами региона, устранять барьеры в торговле и инвестициях», — подчеркнул российский дипломат. Евразийский экономический союз призван стать подлинной сцепкой между Европой и Азиатско-тихоокеанским ареалом экономического развития, заявил недавно спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Сейчас, по его словам, под давлением заокеанских сил серьезно заторможено формирование общеевропейского пространства по линии запада-востока — от Лиссабона до Владивостока. Концепция президента Франции генерала Шарля де Голля о единой Европе от Атлантики до Урала «будто забыта нашими партнерами». «Но такая ситуация ускоряет наше сотрудничество по другой условной дуге север-юг, от Мурманска до Стамбула, Дели, Шанхая и Ханоя на юге», — считает спикер.Появление такого субъекта мировой экономики, каким является ЕАЭС, будет способствовать устранению тех перекосов, которые сложились за последние десятилетия. По мнению экспертов, одной из задач ЕАЭС является придание мировой экономике плюралистичного характера. Нынешний формат чрезмерно моноцентричный, завязанный на долларе, на экономическом господстве США. В настоящее время эта модель по большей части пробуксовывает, появляются новые центры экономической силы. И создание Евразийского экономического союза – как раз один из элементов таких глобальных преобразований. Безусловно, на этом пути ЕАЭС поджидают очевидные трудности. Так, ему предстоит в краткие сроки с момента своего создания выработать механизмы реагирования на экономические вызовы, в том числе с учетом опыта Евросоюза, считает заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. «У ЕС есть опыт работы механизмов реагирования на угрозы экономического характера. Этот опыт анализируется. Очевидно, когда ЕАЭС только создается, подписываются ключевые рамочные документы, то механизмов реагирования на вызовы еще нет», - заявил Широв агентству «Интерфакс». При этом основная нагрузка в ЕАЭС ляжет на Россию, отмечает эксперт. «Надо понимать, что экономический потенциал стран, заключающих союз, неодинаков. В этой связи основная часть нагрузки ложится на российскую экономику, в том числе, на ее способность реагировать на такого рода глобальные угрозы. Поэтому, уже ясно, что роль России при реагировании на вызовы будет ключевой». Еще одним серьезным вопросом, влияющим на процесс развития ЕАЭС, эксперты называют санкции Запада против России. В этом вопросе, по мнению аналитиков, значимую роль будет играть продуманная политическая линия российского руководства и рационализм его экономического блока. В конечном счете, все и всегда поддерживают тех, кого поддерживать выгодно. Там, где совпадают взаимные интересы, там будет и поддержка. Чем больше союз, тем больше поддержки в актуальных вопросах, политических и экономических, как внутри ЕАЭС, так и в отношениях с иными государствами. Открытым остается и вопрос единой валюты. Сегодня в расчетах между участниками ЕАЭС доминирует российский рубль. Однако по энергоносителям расчеты по-прежнему ведутся в долларах и евро. Если исключить расчеты за энергоносители, то на долю рублевых платежей приходится порядка 30 – 35% всех расчетов. Против введения единой валюты выступают главы государств Белоруссии и Казахстана. По мнению ряда экспертов, унификация в сфере экономики не должна приводить к унификации в политической сфере. Надо сказать, что противниками Евразийской интеграции новое объединение воспринимается как способ воссоздания СССР. Это, конечно, совершенно не соответствует действительности. Речь идет о сугубо экономических проблемах, которые проще решать совместно. В настоящее время странам постсоветского пространства ещё более сложно занять свою нишу на глобальном рынке. Для этого требуется срочная модернизация экономики и укрепление конкурентоспособности в высокотехнологичных нишах. В противном случае произойдёт необратимое и окончательное скатывание на уровень стран так называемого «третьего мира». Таким образом, основная мотивация интегрирующихся государств заключается в стремлении выдержать глобальную конкуренцию, создав большой внутренний рынок.Возможно, что ЕЭАС в перспективе сможет решать такие задачи, которые будут требовать согласования на международной арене. Это могут быть и экономические и военные проблемы, миротворческие вопросы. Но пока Россия сознательно уходит от военно-политического наполнения евразийской интеграции, чтобы не примешивать политику к экономике. Главной выгодой и конечной целью проекта должна стать стабилизация ситуации в Евразии. Если на этом огромном пространстве будет все спокойно, считай, ЕАЭС свою задачу выполнил.