ПРОБЛЕМА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТРЕБУЕТ ВРАЧЕБНОГО ПОДХОДА

ПРОБЛЕМА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТРЕБУЕТ ВРАЧЕБНОГО ПОДХОДА

30 июля 2015 г. 17:21

Глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов предложил создать систему прогнозирования межнациональных конфликтов. Он пояснил, что эта система будет основываться на информации, поступающей от других федеральных органов. Запустить ее планируют до конца текущего года. Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов уверен, что прежде всего надо искать причины появления проблемы:— Аналитическое обеспечение политики межнациональных отношений является первоочередной задачей. В этом нет никаких сомнений, потому что эффект информации, компетентности и системного подхода в этой сфере является одним из барьеров для антисистемности. При этом важно, чтобы система не была нацелена просто на поиск и анализ этнически окрашенных конфликтов. Это важно, но недостаточно, потому что это только симптомы проблем, существующих в этнополитической сфере. Точно так же, как некоторые тяжелые болезни могут протекать какое-то время бессимптомно, так же и негативные структурные сдвиги в этнодемографических, например, процессах могут первое время не сопровождаться симптомами этнических конфликтов. Например, исследователи знают, что конфликты наиболее интенсивны, когда этнические мигранты прибывают в какой-то регион быстрее, чем из него убывает коренное население. В этом случае возникает конфликт. Если приток этнических мигрантов пропорционален оттоку старожильческого населения, то конфликта может не быть вообще. То есть это будет война, проигранная без единого выстрела. При этом регион превратится в Косово. “Косовизация” целых регионов может происходить без единого выстрела, без громких этнических конфликтов, в случае, если местное население просто бежит. С точки зрения нынешнего чиновничьего подхода, если этнических конфликтов нет – значит, нет и проблемы. На самом деле регион потерял свой прежний культурный облик и попросту перестал быть русским и это может иметь уже далеко идущие последствия с точки зрения целостности страны, не обязательно юридической, территориальной, но также культурной, правовой и так далее. Поэтому ориентироваться нужно не только на этнические конфликты, но и на структурные процессы, в отношении которых эти конфликты могут быть симптомами, и вычленять именно эти структурные проблемы. Основные параметры здесь - это этническая миграция (и внутренняя, и внешняя), это клановая экономика, то есть контроль этническими национальными группами секторов экономики. Это также этническая организованная преступность. И, как правило, повышенные шансы на возникновение конфликтов возникают где-то на перекрестке социальных, экономических и финансовых интересов. То есть тот случай, когда этническая карта накладывается на экономическую и социальную. Поэтому и информационно-аналитическая система такого рода должна ориентироваться на агрегирование целого ряда показателей, на комплексный анализ, на понимание того, что этнически окрашенные конфликты существуют в связке с экономическими, бытовыми, политическими процессами - и все это нужно анализировать в комплексе.Главная проблема - это, конечно, сбор качественной, релевантной первичной информации, имеющей отношение к делу. Предполагается, что ее будут предоставлять муниципалитеты, ведомства, но сама система информационной работы на этих уровнях не настроена таким образом, чтобы подбирать релевантную информацию по этой теме. То есть уже на этом первом этапе нужно начинать заниматься настраиванием по-другому системы сбора информации, и делать это именно с муниципального уровня. Это объективная проблема. Другая проблема уже субъективная, она связана с тем, что власти регионов и муниципалитетов настроены на сокрытие информации или ее искажение. Но это их интерес: чтобы не было претензий по части этнополитической ситуации, они зачастую предпочитают говорить, что у них все в порядке. Устраивать дублирующую систему сбора информации неэффективно. Поэтому необходимо иметь механизмы контроля замеров, которые могут делаться с помощью качественных социологических исследований в отдельных регионах на определенные темы. Чтобы помимо регионального разреза система имела качественный аналитический контур, построенный по тематическим проблемным мнениям: скажем, устранение конфликтов в ингушских регионах, вне традиционных этнических исламских регионов - это те же самые проблемы с внешней и внутренней миграцией, анализ взаимоотношений на Северном Кавказе и так далее. Но это выходит и в Москву и в другие регионы, и может не иметь четкой территориальной привязки, однако влияет на этнополитическую ситуацию в целом. Поэтому планировать территориальное разделение информации необходимо проблемно-ориентированно, структурируя данные и объединяя в общую картину. Но как эти формализованные системы тесно соединить - это проблема, потому что геоинформационная система и соответствующее программное обеспечение могут дать только часть данных, с ее помощью можно обрабатывать только количественную информацию. А качественную информацию обрабатывать сложнее, ее нужно обрабатывать в каких-то других формах. И количественная информация оказывается низкого качества. Вот, например, статистика МВД: они могут дать максимум, скажем, по количеству преступлений, совершенных иностранными гражданами, но статистика уже по этнически окрашенным правонарушениям открыто нерелевантна и неадекватна, потому что их всегда стараются записать на бытовуху там, где конфликт был и этнически окрашенным, и бытовым. Он точно так же может быть и этническим, и экономическим. Поэтому у количественной составляющей, к сожалению, очень ограниченная информативность и это осложняет применение автоматизированных способов ее обработки.