ОДНОМАНДАТНИКИ - ГЛАВНАЯ НОВАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ

ОДНОМАНДАТНИКИ - ГЛАВНАЯ НОВАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ

27 июля 2015 г. 20:53

Ориентированы на переизбрание по одномандатным округам и имеют хорошие шансы на успех 148 из 450 действующих депутатов Госдумы. По предварительным оценкам, в Думе 7-го созыва может появиться до 100 новых одномандатников, вышедших из нынешнего состава нижней палаты российского парламента. Это один из выводов, которые содержит совместный доклад фонда ИСЭПИ и Центра содействия законотворчеству. Член Экспертного совета ИСЭПИ, политолог Алексей Зудин счел итоги анализа успешными и полезными:— Исследование очень удачное и оно как раз вовремя. Прежде всего, нужна конкретная информация и очень важно получать ее постоянно. Здесь действует правило: хороша ложка к обеду. Изменение федерального законодательства создало впервые за последнее 12 лет новую «популяцию» - кандидаты в одномандатные округа. И исследование ИСЭПИ показывает, как эта популяция начинает заполняться. Вот первая категория - наиболее вероятные претенденты в эту группу, она зафиксирована. И то, что это сделано за год до начала думской кампании - это дополнительный плюс исследованию. Кроме того, наиболее квалифицированная и вредная часть журналистов будет иметь возможность сравнить и выяснить по прошествии времени, в какой степени оправдались экспертные предположения ИСЭПИ в отношении кандидатур, которые конкретно и честно были названы. Они были вычислены при помощи экспертных оценок, говорилось, по каким параметрам делались эти оценки. Это дополнительная и очень интересная интрига для журналистов и хорошая проверка компетентности ИСЭПИ. Теперь второе. Это безусловный плюс, что внимание уделяется именно одномандатникам, просто потому что одномандатники являются главной новацией законодательства о выборах в Государственную Думу. Естественно, что с них и начали. То, что много неопределенности, неясности, на мой взгляд, не мешает, а, наоборот, создает интригу и позволит в дальнейшем пошагово уточнять этот список. Это итоги ЕДГ (Единый день голосования, - прим. ред.) 2015-го года и нарезка округов. Это следующие вехи, которые позволят уточнить список потенциальных кандидатов в одномандатные округа, а в ходе обсуждения прозвучали и другие вехи. Допустим, такая важная веха, как итоги праймериз у "Единой России". Это все структурирует период до начала думских выборов и позволит его отслеживать, причем отслеживать квалифицированно, а не методом среднепотолочных данных. Отслеживать то, как будет происходить заполнение вот этой новой интересной популяции. Кроме того, в связи с потенциальными одномандатниками из числа действующих депутатов Государственной Думы, в докладе был намечен, но не привлек внимания журналистов целый ряд потенциальных интриг на думских выборах. Интрига самая главная - это основной конфликт. То, что больше всего привлекает. Одна из интриг связана с ранней ставкой Жириновского на обновление, на молодежь и попытка, возможно, преодолеть имидж ЛДПР как партии со слабыми одномандатниками, попробовать ее и в округах. Интрига в следующем: получится ли? Следующая интрига тоже интересная и связана с тем, что на уровне общих оценок перспективы "Справедливой России" за год до выборов выглядели довольно кисло. Партия находится на грани прохождения, а вот когда предъявили одномандатников, картинка изменилась. Выяснилось, что не так все плохо и здесь главная интрига - удастся ли сформировать адекватный и достаточно сильный федеральный список, чтобы все-таки преодолеть новый пятипроцентный барьер, либо же "СР" превращается в партию одномандатников. Раньше при слабых оценках она оказывалась непроходной. А теперь с высокой степенью вероятности она проходная, только у нее риск не проиграть выборы, а из полноценной партии превратиться в партию одномандатников. Но есть еще одна интрига. Коллеги достаточно справедливо обратили внимание на новый момент, связанный с "Единой Россией": было заявлено, что Дмитрий Медведев ее возглавит и это было интерпретировано как то, что "ЕР" старается дистанцироваться от имиджа партии власти. Тут разные есть суждения по этому поводу. Трудно дистанцироваться от имиджа партии власти, имея во главе действующего премьера. Но, как мне кажется, в этой оценке есть серьезное здравое зерно и несколько интриг. Во время дискуссий отмечалось, что появление одномандатников по определению делает партию более публичной и более парламентски ориентированной. И в этом смысле получается, что вот эта парламентская составляющая в "Единой России" и в ее позиционировании усиливается. Я бы обратил внимание так же и на две другие интриги с "ЕР": одна связанна с объявлением того, что Дмитрий Медведев будет возглавлять партию, а вторая связанна с фоновыми факторами, которые находятся за рамками обсуждаемой темы, но будут влиять на позиционирование партии. Так вот, первое, с учетом того, что Дмитрий Медведев не только лидер партии, но и глава правительства, а также с учетом того, что "ЕР" фактически захватила социальную повестку, вцепилась в нее и сделала ее одной из центральных. Данное обстоятельство создает новую дисциплинирующую силу для правительства до выборов по части соблюдения тех социальных обязательств, которые правительство несет. В данном случае участие партии в выборах во главе с Дмитрием Медведевым будет мешать финансовому блоку, который любит покушаться на социальную часть бюджета, продолжать свои покушения, потому что это чревато. И поскольку правительство опирается на большинство в лице Единой России, здесь появляется новая дисциплина, не только президентская, но еще и политическая, связанная с избирательной кампанией. И еще одна интрига, связанная с фоновыми факторами, она менее явная, но обратить на это внимание стоит. Я имею в виду историю с праймериз и самарским губернатором, весь этот конфликт. Мы знаем, что он закончился в пользу победителей праймериз. И у "Единой России" с учетом увеличения удельного веса одномандатников и с учетом того, что Дмитрий Медведев возглавляет список, степень политической автономии от губернаторов возрастает. Это тренд давний, он очень по-разному проявлялся и часто был не очень явным, но он очень хорошо укладывается в общее русло развития партии последних нескольких лет, в общее русло политических реформ 2012-2014 годов. Один из векторов - усиление политической конкуренции, а значит, для подтверждения статуса партии большинства, народной партии, становятся важны электоральные ресурсы, в отличие от административных инструментов. Про коммунистов в докладе коллеги тоже обозначили хорошую интригу. Эта интрига долговременная. Это связано с возрастным составом нынешних потенциальных одномандатников от компартии и с тем, пойдут ли коммунисты на привлечение кандидатов более молодых возрастов, с учетом, что, по оценке, 40-50 процентов одномандатных округов пока остаются пустыми. Здесь видна способность коммунистов к кадровому обновлению, мобилизации. То, что сделал Жириновский. Та же самая интрига, но с немножко другим поворотом, потому что у коммунистов, по крайней мере, раньше были традиционно достаточно сильные одномандатники, но ничто не стоит на месте, 12 лет - это много. И как пойдет встреча нового избирателя со старыми заслуженными одномандатниками – эта интрига также остается.