ЕВРОПА ДОЛЖНА ОГЛЯДЕТЬСЯ ВОКРУГ И ВСПОМНИТЬ О ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ

ЕВРОПА ДОЛЖНА ОГЛЯДЕТЬСЯ ВОКРУГ И ВСПОМНИТЬ О ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ

3 июля 2015 г. 14:59

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) вновь оказалась в центре скандала. На этот раз из-за спикера Госдумы Сергея Нарышкина, который не смог попасть на сессию ее Парламентской ассамблеи (ПА) в Хельсинки из-за того, что его фамилия фигурирует в черном списке ЕС. Нарышкин стал одним из первых россиян, кто попал под персональные санкции, введенные Западом еще в марте прошлого года, сразу после воссоединения Крыма с Россией.Посетить заседания парламентской ассамблеи ОБСЕ, которая пройдет с 5 по 9 июля, не смогут еще пять российских делегатов. В принципе, для въезда на международные мероприятия МИД Финляндии мог бы единоразово исключить этих людей из стоп-листа. Но в случае с Нарышкиным и прочими представителями России это условие не было соблюдено. Источник в российском министерстве иностранных дел считает запрет на въезд Нарышкина грубым нарушением международных обязательств Финляндии. С похожими заявлениями выступили в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал решение финнов возмутительным и неприемлемым шагом. Ведь Нарышкин, как пояснил Песков, собирался в Финляндию не для обсуждения двусторонних отношений, а на международное мероприятие. Сергей Нарышкин между тем заявил, что российская делегация намерена бойкотировать сессию ОБСЕ. Политик дал понять, что сами финны вряд ли бы решились на запрет въезда в страну депутатов Госдумы. При этом спикер нижней палаты пообещал продолжить работу в ассамблее и принять участие в ее следующей сессии, которая пройдет в Улан-Баторе. «Я уверен, что власти Монголии в полном объеме выполнят свои обязательства», — сказал Нарышкин. Очевидно, что Финляндия пытается усидеть на двух стульях в попытке сохранить хотя бы видимость консолидации в ЕС и хорошие отношения с Москвой, важные для Хельсинки. Это вообще единый, судя по всему, европейский стиль поведения. Европейцы фактически поставлены перед необходимостью выбирать между здравым смыслом и давлением США, принуждающих все время этим здравым смыслом пренебрегать. Они крутятся как уж на сковородке, с ужасом, по всей видимости, осознавая, что проигрывают на обоих фронтах: и отношения с Россией портят, и в глазах американцев выглядят полными ничтожествами. Недружественный демарш Финляндии – это, без сомнения, плод коллективных трудов. По словам директора Института политических исследований Сергея Маркова, поступок Хельсинки продиктован позицией всего Евросоюза. Без консультации с ЕС МИД Финляндии ни за что не пошел бы на такое решение. «Таким образом, -- считает политолог, -- это проявление крайней степени агрессивности ЕС в отношении России. Этим актом он показывает, что не будет следовать международному праву в отношении России, он готов пойти на любые нарушения закона и прав человека там, где это касается России, российских граждан и так далее. Это крайне плохой симптом». С формальной точки зрения, в скандале с Нарышкиным виноваты власти Финляндии, а ОБСЕ вроде бы здесь и в стороне. Но эксперты подчеркивают, что запрет на въезд российского спикера нанесет еще один удар по и без того уже слабой организации. Многие аналитики уверены, что ОБСЕ в своем нынешнем виде неэффективна, по крайней мере, в рамках выстраивания диалога Запада с окружающим миром, в том числе и Россией. Напомним, что ОБСЕ занимается широким кругом вопросов, среди которых предотвращение конфликтов, укрепление мер доверия и безопасности, соблюдение прав человека, укрепление демократических институтов стран-участниц, поддержка политической и экономической стабильности, защита окружающей среды. ОБСЕ — площадка для дискуссий по вопросам международной политики, безопасности. Ее участники принимают решения, которые являются обязательными в политическом, но не в юридическом смысле. Организация была основана в 1975 году, когда 33 государства подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В этом акте были провозглашены такие цели, как «соблюдение основных принципов взаимоотношений государств-членов, укрепления доверия, многостороннее сотрудничество в области экономики, науки, защиты окружающей среды и техники, защита прав и основных свобод человека, преодоление напряженности в отношениях между Востоком и Западом». Можно с уверенностью сказать, что в нынешнем своем виде ОБСЕ сплошь и рядом пренебрегает фундаментальными положениями Заключительного акта. Еще одиннадцать лет тому назад, в июле 2004 года в Москве было принято заявление стран СНГ, обвиняющее организацию в «практике двойных стандартов» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». Россия была в первую очередь недовольна деятельностью Бюро по демократическим институтам (БДИПЧ ОБСЕ), которое «занимается в основном мониторингом и оценками итогов выборов в государствах-участниках», а ее деятельность «зачастую носит политизированный характер и не учитывает специфику отдельных государств». В конце года Москва блокировала принятие бюджета ОБСЕ на 2005 год, потребовав сократить свою долю и мотивировав это тем, что она не хочет финансировать те проекты, которые противоречат ее интересам. В итоге бюджет согласовали только к апрелю 2005 года, доля РФ сохранилась на уровне 9 %.В декабре 2006 года на заседании совета министров иностранных дел ОБСЕ Сергей Лавров заявил о возможности выхода РФ из организации. Министр иностранных дел высказал претензию ОБСЕ в связи с тем, что основная деятельность организации в последнее время направлена на контроль над соблюдением прав человека, а двум другим направлениям деятельности (военно-политическому сотрудничеству и экономике) не уделяется значительное внимание.26 октября 2007 года Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу Бюро по демократическим институтам и правам человека. Алексей Бородавкин (постоянный представитель России при ОБСЕ с 2004 по 2008 гг.) заметил, что «наблюдатели БДИПЧ зачастую дают не технические оценки того, как были проведены выборы, а выносят политические приговоры, которые порой негативно сказываются на внутриполитической стабильности в тех государствах, где проводится наблюдение». Он также обратил внимание на то, что «мониторинг выборов проходит в основном в странах к востоку от Вены, хотя нарушений обязательств по проведению выборов полным-полно в странах и к западу от Вены». Однако ОБСЕ отвергло данную резолюцию.Иными словами, ОБСЕ превратилась в инструмент давления на Россию и ряд других стран, позволяющих себе проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику. И ОБСЕ, и ПАСЕ и другие международные организации, хотят они этого или нет, стали кнутом в руках Вашингтона, которым он подстегивает несогласных. И тому виной вовсе не администрация США (она всего лишь действует в рамках понимания своих национальных интересов), а мягкотелость европейцев – та самая, которую сейчас настал черед продемонстрировать властям Финляндии. Политолог Сергей Марков не склонен считать, что европейские и международные площадки, созданные после войны, становятся неэффективными. Они вполне подходят для решения других проблем, а с Россией страны ЕС и США отказываются вести диалог на всех площадках. И России не имеет смысла создавать альтернативные международные организации специально для выстраивания диалога со странами ЕС, США - на других площадках они сделают то же самое. Европа собственными руками превращает себя в противника России. А это, как на днях заметил итальянский премьер Маттео Ренци в ходе своего выступления, посвященного будущему континента, «политическая ошибка и культурное преступление». Он подчеркнул, что «думать о ЕС как о противнике России - ошибка, поскольку это значит плохо знать эту страну, а также не знать Европу». Иными словами, Россия – партнер Европы, с которым ЕС должен восстановить конструктивный и добрососедский диалог, полагает итальянский политик. Сегодня Америка настойчиво толкает ЕС к конфронтации с Россией. Европа вполне закономерно, но вяло сопротивляется, постепенно поддаваясь американскому давлению. При этом всем понятно, что США используют европейцев как пехоту, своего рода «пушечное мясо», мостя себе дорогу к мировому господству «трупами» совместных российско-европейских проектов. Инспирируя геополитическую травлю Москвы, Вашингтон особо ничем не рискует. А вот для Европы развязанная заокеанским союзником «санкционная война» означает катастрофу. Еще со времен окончания Второй мировой войны Вашингтон делает все для того, чтобы Европа не развивала свои отношения с Россией. Если эта сумасшедшая политика продолжится, то в условиях нестабильной экономической ситуации Европа может «упасть за край». Европе лучше на данный момент держаться на расстоянии от США, которые почти никогда до этого настолько не заблуждались, как сейчас, считает профессор истории и международных отношений Виргинского военного института, в прошлом старший сотрудник комитета сената США по иностранным делам Клиффорд Киракоф. Надо четко понимать, что Россия по большому счету — гарант европейской стабильности. У РФ и ЕС до сих пор остается масса разнообразных связей, дипломатических, политических и общественных контактов, они призваны поддерживать и взаимно укреплять друг друга, делиться энергией созидания. Торпедировать этот процесс могут только люди, поставившие себя цель уничтожения Европы как таковой.