"СТОП-ЛИСТ" СТАНЕТ ЧАСТЬЮ КОНТРСАНКЦИЙ – ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО СЕБЯ ЗАЩИЩАТЬ

"СТОП-ЛИСТ" СТАНЕТ ЧАСТЬЮ КОНТРСАНКЦИЙ – ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО СЕБЯ ЗАЩИЩАТЬ

24 июня 2015 г. 15:45

Предложение главы комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева о формировании так называемого "патриотического стоп-листа" было поддержано в комитете по конституционному законодательству и госстроительству. Список в случае его принятия будет сформирован на основе данных о вмешательстве иностранных общественных организаций во внутренние дела России. По мнению директора Международного Института Новейших Государств Алексея Мартынова, «стоп-лист» будет способствовать поддержанию внутренней безопасности:— Появление такого списка, безусловно, станет частью контрсанкций, но я не очень понимаю, что имеет в виду Косачев, когда он говорит, что это «патриотический стоп-лист». Давайте лучше назовем это "энемикальный стоп-лист", от слова "враждебный". В принципе, мы же не ограничиваем действия НКО на своей территории, кроме тех, кто ведет явно антигосударственную деятельность. В отношении некоторых подобных организаций, которые ведут деятельность в интересах других стран, у нас существует закон об иностранных агентах. Эти организации приобретают определенный статус, они обязаны зарегистрироваться в Министерстве юстиции и так далее. Но никто не запрещает их деятельность, просто анонсируется, что они работают в интересах иностранных государств. Существует отдельная законодательно прописанная категория - Дума совсем недавно принимала поправки к закону о физических организациях, которые ведут явно враждебную, антироссийскую деятельность. Такие организации запрещаются и подпадают под соответствующие статьи уголовного законодательства. Соответственно, и в предлагаемый «стоп-лист» должны попасть те иностранные организации, которые имеют антигосударственную направленность и вмешиваются во внутренние дела России. Широкий спектр подпадает под это определение, начиная от банального промышленного или политического шпионажа, включая получение сведений, представляющих собой государственную тайну, и заканчивая вмешательством во внутренние дела по подрыву конституционного строя, формированию экстремистских организаций, финансированию политической деятельности внутри страны. В данном случае речь идет об иностранных государствах, которые осуществляют деятельность на территории России. У нас очень много иностранных неправительственных организаций, никто им не мешает работать, более того, даже помогает. Поэтому разговоры о том, что инициатива Косачева как-то ущемляет свободу — это глупости. Другой вопрос, что надо себя защищать, поэтому и возникают такие законы. Но это нужно делать без лишней помпы, на законодательном уровне. Безусловно, такая практика существует во всем мире. Попробуйте в США создать НКО в интересах России. Ну, например, какое-нибудь движение российской политической повестки в американских медиа. Вы будете обязаны зарегистрироваться по закону в Минюсте. Попробуйте в Германию приехать с российской неправительственной организацией и начать открыто финансировать какую-нибудь радикальную оппозицию. Я вас уверяю, что в течение одних суток к вам приедут специально подготовленные люди, которые вам все объяснят.Российский список должны формировать, конечно же, компетентные люди, компетентные органы. Даже если кто-то будет говорить, что Россия – полицейское государство, это неправда. Во всем мире этим, как правило, занимается Министерство юстиции. И правительство тоже контролирует исполнение решений Министерства юстиции. Понятно, что здесь всегда есть поле для злоупотребления – я имею в виду, со стороны государственных органов. В этом смысле роль общественного контроля тоже нельзя переоценить. Роль правозащитных организаций, людей, состоящих в правозащитных организациях, а не тех, кто под этикеткой правозащитника занимается подрывной деятельностью и является прямым клиентом вот этого «стоп-листа». Качество исполнения таких ограничительных мер прямо пропорционально компетенции людей, которые будут этим заниматься.