ВАТИКАН И МОСКВА: КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ КАК ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

ВАТИКАН И МОСКВА: КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ КАК ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

16 июня 2015 г. 14:52

Международное экспертное сообщество продолжает обсуждать недавний визит главы российского государства в Ватикан. По мнению специалистов, это является безусловной дипломатической победой Владимира Путина.Папа Римский Франциск и Президент России Владимир Путин больше часа беседовали в покоях личной папской библиотеки Апостольского дворца. Они обсудили ситуацию в мировых делах, включая кризис на Украине, говорили об общечеловеческих и гуманитарных ценностях, которые во многом объединяют и католический мир, и православный, и все религии. Франциск приветствовал высокого гостя, обратившись к нему по-немецки. По окончании встречи глава Римско-католической церкви произнес: «Для меня было большим удовольствием и честью встретиться с Вами. До свидания». Папа римский попросил Путина передать наилучшие пожелания Святейшему Патриарху Кириллу.Надо отметить, президент Путин и папа Франциск, входящие в число самых влиятельных людей мира, уже встречались в Ватикане в ноябре 2013 года. Тогда это не вызвало такой, мягко говоря, настороженной реакции со стороны геополитических конкурентов России, как сейчас (что косвенно свидетельствует о росте ее мирового влияния). Перед нынешним визитом Путина в Ватикан западная пресса публиковала свидетельства о попытках давления Вашингтона на Святой престол. В частности, со ссылкой на американского посла в Италии говорилось о том, что США предложили папе Римскому проявить больше критики в отношении политики России на Украине. По всей видимости, на Капитолийском холме получили от ворот поворот.Газета Corriere della Sera отметила, что США обескуражены отношением Ватикана к Путину. Несмотря на все их усилия, Ватикан до сих пор отказывается выступать против России по украинскому вопросу, так как Владимир Путин остается для Святого престола неизменным и ценным собеседником в ряде вопросов, подчеркивает издание.По другую сторону Атлантики, замечает итальянская газета, на международную деятельность Франциска смотрят со смешанным чувством любопытства и недоумения. Игнорируя советы и предостережения американцев, папа демонстрирует независимую стратегию. Он стремится не допустить того, чтобы новая холодная война между США и Россией заблокировала разрядку между католическим и православным миром, расколола православие на про- и антирусских и в конечном итоге привела бы к холодной религиозной войне.В общем, американцы рассчитывали на обструкцию, а Франциск и Путин продемонстрировали взаимное дружелюбие и конструктивный подход. После саммита G7, в котором президент России не принимал участия, на встрече с понтификом у Путина расширились возможности для продвижения интересов своей страны в мире. По мнению наблюдателей, эта встреча – демонстрация «мягкой силы» главы российского государства. Фактически президент Путин открыл новую главу во взаимоотношениях Святого престола и Москвы.Немного истории. Отношения между Россией и Ватиканом были разорваны большевиками после прихода их к власти в 1917 году. По той причине, что Ватикан оставался последовательным противником коммунизма. Не случайно, что СССР всячески стремился очернить Святой престол. Например, распускались слухи о том, что якобы Ватикан в годы Второй мировой войны сотрудничал с нацистами. Но доказать это так и не удалось, потому на Нюрнбергском процессе подобные обвинения не прозвучали. Как раз наоборот: множество католических священников во время войны погибло от рук нацистов. А на территории Ватикана в те годы скрывались евреи и антифашисты, но его границу не переступил ни один германский солдат с оружием в руках благодаря дипломатии папской администрации.Так или иначе, но Советский Союз многие годы оставался одним из наиболее закрытых для Ватикана государств. В энциклике 1932 года «Caritate Christi Compulsi» папа Пий XI провозгласил лозунг «С Богом против безбожников». Энциклика давала новый толчок международному движению по борьбе с СССР и «международным атеизмом», возникшему при поддержке Ватикана. Сталин на действия Пия XI реагировал весьма прогнозируемо. В Москве раскрыли «Ватиканский заговор» под руководством архиепископа Русской православной церкви Варфоломея, руководившего «контрреволюционной» общиной Высокопетровского монастыря. При этом дело архиепископа Варфоломея было не единственным. В 1920 -1930 годах состоялся ряд процессов по делам русских католиков, польских священнослужителей, немецких католических священников в Поволжье. Гонения на католиков в СССР явились составной частью общей государственной политики в отношениях с религиозными организациями.В послевоенное время во многих странах Европы политическими лидерами становились демократы-католики, ранее бывшие антифашистами. Возглавляемые ими партии выступали за последовательные буржуазно-демократические преобразования умеренного характера. Демохристиан, исповедовавших католическую социальную доктрину, поддерживала крупная буржуазия и католическая Церковь, что придавало Святому Престолу серьезный вес в Европе. При этом Ватикан любыми способами добивался исключения коммунистов из правительств национального единства, консолидируя правых. В 1947 году папа Пий XII призывает к новому «крестовому походу» против коммунизма, называя послевоенное время «часом испытаний». Пий XII заявлял, что мир необходимо делить не на фашистов и антифашистов, а на тех, кто «за или против Христа». США в этой игре поддерживали Ватикан.Определенный прорыв в отношениях на линии Ватикан – Москва наступил при папе Иоанне XXIII. Этому способствовал, прежде всего, Карибский кризис, где понтифик выступил одним из основных посредников в отношениях между СССР и США в деле предотвращения эскалации ядерных конфликтов и сдерживании гонки вооружений. Ватикан и Москва виртуально пожали друг другу руки: Хрущев поздравил Иоанна XXIII с 80-летним юбилеем, а зять Хрущева Алексей Аджубей в марте 1963 года был принят в Ватикане Иоанном XXIII.Период наибольшего потепления межгосударственных отношений пришелся на понтификат Павла VI (1963-1978). 30 января 1967 года в Ватикан впервые с официальным визитом прибыл председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный.Дважды состоялись кратковременные встречи советского министра иностранных дел Андрея Громыко с епископами Рима: первая встреча состоялась в Нью-Йорке 4 октября 1965 года, где на заседании ООН с приветственным словом выступил Павел VI. Сам папа четыре раза принимал у себя главу советского дипломатического корпуса: первый раз неофициально 27 апреля 1966 года, затем 12 ноября 1970 года, 21 февраля 1974 года и 28 июня 1975 года. Дважды встречался с Громыко Иоанн Павел II: 24 января 1979 года и 27 февраля 1985 года. Результатами каждой из этих встреч было незначительное смягчение политики советского государства в отношении религии вообще и католической церкви, в частности.1 декабря 1989 года председатель Верховного Совета СССР Михаил Горбачев нанес официальный визит папе Иоанну Павлу II. Второй раз Горбачев был принят в Ватикане 18 ноября 1990 года. 15 марта 1990 года Советский Союз и Ватикан установили официальные отношения. После распада СССР, 5 сентября 1991 года, Ватикан признал независимость и суверенитет Российской Федерации.20 декабря 1991 года официальный визит в Ватикан совершил первый российский президент Борис Ельцин. Второй раз Борис Ельцин был принят папой Иоанном Павлом II 10 февраля 1998 года. Также Иоанн Павел II дважды принимал второго российского президента — Владимира Путина: в июне 2000 года и ноябре 2003 года.13 марта 2007 года Владимир Путин встретился в Ватикане с папой Бенедиктом XVI. 9 декабря 2009 года Российская Федерация и Святой Престол обменялись нотами об установлении дипломатических отношений на уровне Посольства РФ в Ватикане и Апостольской нунциатуры в Российской Федерации. И вот теперь две встречи Владимира Путина с папой Франциском. Вероятно, по некоторым международным вопросам оба лидера занимают очень схожие позиции. Такая частота и качество личных контактов свидетельствуют, что все разговоры об изоляции России – не более, чем пропаганда времен холодной войны.В политическом смысле эти события означают, что межгосударственные отношения России и Ватикана вышли на новый уровень. Это очень важно, поскольку Ватикан обладает большим авторитетом в международных делах. Тем более, что эксперты говорят о формировании нового «постсекулярного» тренда, выражающегося в росте социальной значимости религии. Это привлекает пристальное внимание политиков и политических теоретиков. Именно здесь, как в капле воды, отражены многие сегодняшние горячие политические проблемы, прямо или косвенно влияющие на этнические и конфессиональные проблемы мирового сообщества, на проблемы выбора культурной и религиозной идентичности. Сегодняшней Европе, в первую очередь ЕС, постоянно встречающемуся с кризисными явлениями, необходима некая стержневая идея развития, своего рода национальная идея, объединяющая все народы, населяющие континент. И Ватикан может сыграть здесь немалую роль. Сегодня он не просто культурно-религиозный центр Европы, имеющий некую антикварную ценность. Это - один из центров мировой политической мысли, играющий активную роль во всех более или менее важных событиях нашего времени.Своими действиями Франциск и Владимир Путин показывают, что надо развивать контакты, даже в сложных условиях находить какие-то компромиссные выходы из непростой ситуации, а не загонять ее в тупик. Есть надежда, что пример папы Франциска и президента Путина подтолкнет западных лидеров к тому, чтобы восстановить диалог с Россией и не доводить эскалацию международной напряженности до опасных значений.