ОБЩАЯ ИДЕЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КАМПАНИИ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОНЯТНА ВСЕМ ИЗБИРАТЕЛЯМ

ОБЩАЯ ИДЕЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КАМПАНИИ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОНЯТНА ВСЕМ ИЗБИРАТЕЛЯМ

16 июня 2015 г. 22:12

Фонд ИСЭПИ и комитет РАСО создали постоянную площадку для обсуждения электоральных и политтехнологических трендов. На первом круглом столе, прошедшем в рамках проекта, были представлены исследования выборов, прошедших в США, Великобритании, Франции и других странах.Как считает глава компании «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко, в западных избирательных технологиях много общего с российскими электоральными методами:– Честно говоря, суть политических технологий везде примерно одна и та же. Ты должен сначала разобраться, чего хотят люди, что у них в головах. Потом придумать для них специальный месседж и соответствующим образом его доставить. А потом, когда ты создал у людей мотивацию, твоя задача еще сделать так, чтобы они не просто тебя поддерживали, а еще и пошли и проголосовали. А дальше уже все зависит от конкретного контекста, характеристики электората, элитного пространства, информационного пространства, каналов коммуникации и так далее. Просто это все сейчас стремительно изменяется во всем мире. Достаточно посмотреть, насколько разительно отличалась избирательная кампания президента США в 2008-м от его же кампании в 2012 году. А если взять британские выборы, то контраст между технологическим уровнем 2010 и 2015 годами еще более разителен. Это как будто два разных века, разных тысячелетия. Хотя прошло всего пять лет.И связано это не только с развитием информационных технологий. Вопрос не в социальных сетях. Первое – так называемые «big data», то есть возможность получать и обрабатывать большие объемы информации. Второе – новые каналы коммуникации, которые позволяют тестировать по сути дела в режиме онлайн месседжи политика, быстро их корректировать. Мой хороший товарищ руководил интернет-направлением в последней кампании Барака Обамы. И он говорит: "У нас, по сути дела, не было сайта кампании как такового. Каждый пользователь, который заходил, исходя из истории его посещений, исходя из его cookies, получал адаптированную под него версию сайта". Точно так же технологии DirectMail приводят к тому, что практически каждый получает индивидуальное письмо, содержащее не только имя, но и месседжи, заточенные именно под него и под его личную ситуацию. Это принципиально другой уровень точечного прицеливания к избирателям.Но в то же время хочу сказать, что несмотря на невероятную развитость этих технологий, по-прежнему наличие четкой и понятной общей идеи кампании не заменяется целевым обращением. Мы видели, что и на промежуточных выборах в США в 2014 году республиканцы, которые уступали демократам, в базах данных в то же время смогли выработать правильный месседж и путем традиционных СМИ – платной рекламы на телевидении и нетаргетированного директмэйла – просто довели этот месседж и все-таки выиграли.То есть, очень важный момент, как мне кажется, и о чем мы сегодня говорили в том числе на примере вот этой парламентской кампании и конкретно кампании лейбористов – что если кто-то думает, что "мы сделаем как у Обамы" – это на самом деле чепуха, потому что стратегия кампании лепится под каждый конкретный случай. И просто взять и попробовать воспроизвести ровно то же самое, что было у Обамы – ничего хорошего из этого не получится. Мы применяем технологические приемы достаточно активно. Целый набор, который используют наши западные коллеги. И будем применять и дальше. Понятно, что есть определенные законодательные ограничения, например, с точки зрения обработки персональных данных и так далее, но я думаю, что это те ограничения, которые в принципе могут быть обойдены каким-то законным образом.Я человек абсолютно практический и наша задача – не просто некое абстрактное изучение стороннего опыта для удовлетворения своего любопытства, а именно выработка более эффективных инструментов достижения политического результата. Если вы посмотрите наш последний доклад по британским выборам, там есть набор совершенно конкретных практических рекомендаций, которые могли бы использовать, в том числе, и российские политические партии.