КОНСТИТУТЦИЯ РОССИИ ГОВОРИТ О СРОКЕ, НА КОТОРЫЙ ДУМА ИЗБИРАЕТСЯ, А НЕ О СРОКЕ ЕЕ ПОЛНОМОЧИЙ

КОНСТИТУТЦИЯ РОССИИ ГОВОРИТ О СРОКЕ, НА КОТОРЫЙ ДУМА ИЗБИРАЕТСЯ, А НЕ О СРОКЕ ЕЕ ПОЛНОМОЧИЙ

16 июня 2015 г. 12:00
Законопроект о переносе парламентских выборов внесен на рассмотрение в Госдуму. Против его принятия выступили в КПФР. Доктор юридических наук, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Российской правовой академии, глава Центра содействия законотворчеству Вадим Виноградов специально для «Политаналитики» объяснил, что перенос выборов 2016 года укладывается в рамки Конституции.

Парламентские выборы 2016 года, возможно, будут перенесены с декабря на сентябрь. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение в Госдуму. Однако Совет Федерации, вероятно, одобрит его уже после толкования ряда статей Основного закона Конституционным судом. Этот процесс пройдет параллельно с принятием документа в парламенте. Правительство уже дало положительное заключение на законопроект. Возможный перенос выборов в целом укладывается в рамки Конституции: — В соответствии с действующим федеральным законодательством региональные выборы в парламенты субъектов федерации в год, когда проходят выборы в Госдуму, переносятся на день выборов в Думу. То есть по избирательному законодательству в 2016 году выборы в парламенты субъектов РФ с сентября должны перенестись на декабрь. А губернаторские выборы остаются в сентябре. Таким образом, получается два дня голосования в 2016 году. При реализации правовой концепции Единого дня голосования логично, что все выборы надо проводить в один день. Соответственно, либо декабрьские выборы следует переносить на сентябрь, либо сентябрьские переносить на декабрь. Таким образом, страна получает унифицированный единый день голосования. Что касается технического сокращения срока действующей Госдумы при переносе декабрьских выборов на сентябрь, то формально это укладывается в конституционную формулу о том, что порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом (статья 96). Российская Конституция устанавливает лишь общую норму, что Госдума избирается сроком на 5 лет. Конституция именно говорит о сроке, на который Дума избирается, а не о сроке ее полномочий. Предложенный законопроект о переносе декабрьских выборов на сентябрь содержательно эту норму не оспаривает. В Конституции РФ и федеральном законодательстве отсутствует императивная норма о том, что ГД должна отработать полный срок своей легислатуры до секунды, что подтверждается нормами статей 111 и 117 Конституции РФ о возможности роспуска ГД Президентом РФ по определённым основаниям. Кроме того, теоретически действующая законодательная формула дня голосования как «первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва» вместе с конституционной нормой о том, что Президент вправе созвать заседание вновь избранной Государственной Думы ранее, чем на 30 день после ее избрания (статья 99 Конституции) может привести к тому, что даже по действующему сейчас законодательству “уходящая” Дума может не “отбыть” день в день свой пятилетний срок. К тому же единицы измерения конституционного срока Госдумы — это годы, а не месяцы и дни. Таким образом, в предложенном проекте закона речь идет не о самороспуске, не о досрочном прекращении полномочий Госдумы, а о переносе только дня голосования по ее выборам. Надо отметить, что Конституция не предусматривает самороспуск и вообще не использует словосочетание «досрочное прекращение» полномочий Госдумы, хотя Основной закон и предусматривает ее роспуск Президентом. «Досрочное прекращение» используется Конституцией в отношении полномочий Президента. В этом случае исполняющим обязанности главы государства становится Председатель Правительства. В отношении же Государственной Думу — это не применимо, ее никто не заменяет. Здесь главное — не секундомерная точность при измерении момента, когда заканчивается срок, на который она была избрана, а непрерывность ее деятельности, что подтверждается конституционной формулой о том, что полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва (статья 99). Эта формула допускает как увеличение, так и уменьшение срока. Еще раз замечу, Конституция предусматривает, что порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом. Т.е. перенос дня голосования находится пределах дискрециифедерального законодателя, который может принять такое решение и оптимизировать избирательный процесс, в том числе, с точки зрения концепции Единого дня голосования. Конечно, речь может идти о переносе дня голосования в рамках того года, в который и должны пройти выборы в Государственную Думу. Причем предложенный в законопроекте перенос даты голосования находится даже в формальных рамках того срока, который устанавливается федеральным законом на избирательную кампанию — от 90 до 110 дней. Кроме того, корректировка федерального избирательного законодательства в части переноса дня голосования с 4 декабря на 18 сентября 2016 года, т.е. принятие предложенного законопроекта действующим составом Госдумы будет означать собственное формальное согласие Думы 6-го созыва с технических сокращением срока полномочий примерно на два месяца. Очевидно, что только Конституционный Суд РФ, к которому, как я понимаю, обращается Совет Федерации с просьбой дать толкование Конституции, сможет поставить окончательную правовую точку в этом вопросе.