ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ КАК ТРЕНИРОВКА ПЕРЕД СМЕШАННЫМИ ВЫБОРАМИ-2016

ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ КАК ТРЕНИРОВКА ПЕРЕД СМЕШАННЫМИ ВЫБОРАМИ-2016

15 июня 2015 г. 18:00

Парламентские фракции более чем за год до выборов в Госдуму 7-го созыва начинают агитацию, многие из них берут на вооружение новые лозунги. По некоторым признакам, главными темами электоральных кампаний станут социальная проблематика и совместная борьба с иностранной агрессией. В «Единой России» открыто заявляют, что собираются строить свою кампанию на основе итогов Единого дня голосования 2015 года.Как считает вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, для некоторых партий ребрендинг — это залог успеха:— Единый день голосования — это хорошая возможность потренироваться перед 2016 годом, перед завершением большого парламентского цикла. При том, что избирательная кампания начнется уже осенью этого года и некоторые партии пытаются, во-первых, каким-то образом вспомнить собственную повестку, а во-вторых, подстроиться под новый формат выборов. Я напомню, что 2016 год — это смешанные выборы, соответственно, помимо партийного списка, пойдут еще одномандатники и это потребует сокращения повестки. Также это попытка отреагировать на современные тенденции, которая должна найти отражение в части, связанной с брендом партии, с лозунгами, партийным стилем. Понятно, что у нас парламентские партии будут наиболее активными на парламентских выборах. Из того, что представлено, особая потребность в таком ребрендинге — у «Справедливой России». Им необходимо позиционироваться с точки зрения своей платформы. Определить, где она находится — справа, слева или посередине, отгородиться от поместившихся традиционно на левом фланге, на правом фланге разместилась ЛДПР и ЕР.Для эсеров это необходимо и с точки зрения восприятия бренда. Программа партии показывает невысокий уровень узнаваемости. В прошлом году электоральная база увеличилась за счет протестной составляющей. Сейчас очень сложно будет активно разрабатывать сегмент протеста. Одномандатная схема приведет к тому, что важным фактором станет региональная повестка и «Справедливой России» нужно будет произвести движение в этом направлении. Если целевая аудитория коммунистов способна воспроизвести какие-то их лозунги (я напомню, что там пенсионного возраста электорат, наиболее дисциплинированная часть), то электорат «Справедливой России», который еще остался, может сделать то же самое гораздо менее уверенно. Поэтому сформулировать лозунги — это то, что необходимо делать «Справедливой России». Учитывая их заявления о том, что в ближайшее время серьезных фундаментальных изменений в вопросах идеологии и, что важнее, коммуникаций непосредственно в лозунговой части, не произойдет, складывается ситуация достаточно грустная. Хотя бы ввиду того, что выборы будут достаточно интенсивными, «Справедливая Россия» вполне могла бы обкатать целевую аудиторию. Например, будут выборы и в Сибирском федеральном округе, и в Черноземье — это хорошая целевая аудитория, через которую можно протестировать новые форматы. Поэтому «Справедливой России» нужно это очень активно делать. Особенность выборов в том, что региональные отделения более креативные, чем федеральные. «Справедливая Россия» может почерпнуть ряд очень интересных решений и в Воронежской области, из Новосибирска, или других регионов.Единой агрегации решений, которые сейчас заказываются на федеральном уровне, не хватает. Нужно формирование единого идеологического контура, единого центра агрегации решений, связанного с партийными отделениями. Я считаю, что интересным направлением для «Справедливой России», чтобы не смешиваться с КПРФ, был бы именно центризм, причем в направлениях, связанных с трудовым кодексом, профсоюзами — тема интересная, ее можно хорошо повернуть, особенно с учетом того, что социально-экономическая составляющая в следующем году может этому способствовать. Достаточно интересный сегмент — электорат, который в принципе разделяет общефедеральную позицию, но выступает против региональных уровней. Это можно было бы хорошо использовать, тем более, что СР собирает власть в регионах и предоставляет кандидатам свою платформу для прохождения, поэтому для эсеров это было бы интересным направлением. И здесь они могут перехватить повестку КПРФ, которая традиционно славится движением в трудовой составляющей.Судя по всему, ребрендинг также готовит ЛДПР, которая в отличие от других партий подошла наиболее основательно к этому направлению. Я напомню, что у ЛДПР уже произошел легкий рестайлинг — изменение написания логотипа, смена имиджа лидера. У них наиболее серьезная связь электорального рейтинга с рейтингом лидера. Здесь ЛДПР в общей составляющей больше может сказать, чем КПРФ. Поэтому понятно, что Жириновский себя позиционирует в качестве элиты. Маневр был осуществлен в последние два года, его образ об этом говорит. Это попытка сыграть на городскую целевую аудиторию, но сейчас возвращаются повестки, связанные с социально-экономическим развитием. Достаточно абстрактно звучат запланированные лозунги ЛДПР: «не мешайте работать людям», «хватит злить людей» и «за ЛДПР, против беспредела». Во-первых, трудовая тема очень перспективная, и они пытаются ее раскрутить. Говоря о проблемах миграции, скорее всего, будет поднимать эту тему в регионах. Беспредел — зонтичный лозунг, который может собрать все. Если раньше слово «беспредел» носило криминальный характер, то в последнее время к этому относится любая составляющая. ЛДПР этим лозунгом поддержит антикоррупционную кампанию.Я думаю, в разных регионах эта тема будет представляться по-разному. Например, на Сахалине — антикоррупционная кампания, в других регионах будет ЖКХ. У ЛДПР основные конкуренты —правые партии. Например, эту повестку будет иметь в виду «Яблоко»: уже очевидно, что они будут делать акцент на экологии. Проблема ЛДПР в том, что ей необходимо четко удержать свой электорат. Заигрывание с праволиберальным сегментом в городах может сломать программу. В случае, когда партия ассоциируется с лидером, а он один, он не может делать противоречивые заявления - будет не совсем понятно, какая у него позиция. Он будет таким Навальным от центра, либо его позиция будет ассоциироваться с жестким вариантом Путина. Ему нужно учитывать оба направления. Вариант с Путиным требует жестких усилий, а вариант с Навальным требует меньших усилий при серьезной платформе — например, архивы госзакупок ОНФ. Ему будет очень сложно за короткий период развернуть полноценную антикоррупционную программу на регионы. ЛДПР пытается подобрать все, что плохо лежит, как это в свое время делала «Справедливая Россия», но это может привести к разрушению бренда. А это очень важно, потому что одномандатники будут торговаться. Программа будет в регионах, но одномандатники принимают решение, за какую структуру идти в федеральных раскладах, им важен будет бренд как таковой. ЛДПР необходимо более предметно сконцентрироваться. Общие лозунги приведут к тому, что произойдет развал целевой аудитории. Основная проблема будет в том, чтобы найти свой электорат и не пытаться забрать все. ЛДПР является заложником своего лидера – все-таки в отличие от других партий, у нее очень небольшая обойма. Другим партиям без лидера очень сложно пройти избирательную повестку. Необходимо переключить внимание с Жириновского на повестку партии. Пока ЛДПР ее четко не сформулировала. Я думаю, ее предвыборные кампании серьезно будут отличаться по регионам, судя по тому, что партия собирается предпринимать. Пока у нее хорошие возможности для продвижения, потому что правоконсервативный сегмент, с которым они работают, хорошо открылся. Для этого необходимо провести очень четкую избирательную кампанию.Что касается КПРФ, нужны серьезные усилия, связанные с тем, что партии надо определиться — какую роль она играет на выборах. С одной стороны, она не может пойти против центра, потому что 88% консолидации, внешнее давление — традиционная тема КПРФ, которую она не может оставить. Ее политический фактор для нее крайне важен. Сложно представить Зюганова, который говорит, что надо отдать Крым, — это убьет электорат. Коммунисты традиционно играют на внешней составляющей. С другой стороны, им нужно отстаивать внутреннюю политику. Но долгое время партия сама играла против этой повестки, обвиняя либеральные структуры в том, что их позиция по внутренней политике связана с внешним финансированием. И сейчас, когда КПРФ нужно позиционироваться во внутренней политике, возникают проблемы с восприятием электората. Для них нужно уходить в традиционные направления – экономику и социальную справедливость. Как раз тему социальной справедливости они и будут пытаться развивать, как и СР, в каком-то другом формате — начнут активно продвигать идеи честности, достоинства. И такую кампанию мы увидим в Новосибирске, потому что там КПРФ представят повестку именно для СФО. Тема социально-экономического развития и критика правительства — тема, на которой они пытаются «оттоптаться» по полной, у них неплохие спикеры здесь. Не совсем понятно, куда двигаться будет Зюганов. Основная проблема КПРФ в том, что невысока ротация политической элиты и это требует серьезного нового лидера, который сможет ее консолидировать. Если в ЛДПР вакуум лидеров, то в КПРФ их достаточно много, они могут передраться друг с другом. Плюс ко всему там построена очень четкая дисциплина ячеек региональных, поэтому единство общего управления надо будет утверждать. КПРФ будет пытаться работать по крупным регионам, но в Москве им традиционно, скорее всего, ловить нечего, а вот в Московской и Ленинградской областях она попытается отработать. Тем более в 2016 году будет федеральная кампания, а перед 2018 годом президентских выборов КПРФ может повоевать за отдельные регионы, за позицию губернаторов. Я думаю, что КПРФ явно необходим ребрендинг. Их электорат очень консервативен, ему трудно воспринять новое, поэтому вряд ли будет меняться базовая атрибутика. В отличие от ЛДПР, например, электорат КПРФ негативно воспринял бы написание герба и т.д. Но использование традиционно мощных схем с военно-советской истории – это будет у КПРФ. 75-летие Победы, тема поддержки ветеранов — это всегда важно для них. Но основное направление будет связано с социально-экономическим развитием и критикой правительства, тем более до конца года возможности КПРФ останутся неизменными.У ЕР очень разная повестка на региональном уровне, нужно будет осуществить два разноплановых процесса. Первое — ЕР теперь будет заниматься в основном списочной частью выборов, пропорциональной составляющей. ОНФ станет ресурсом ондомандатников, судя по всему. Соответственно, и ЕР попытается активно отработать повестку, связанную с партией. Я думаю, большое значение будет иметь ситуация с социально-экономическим развитием страны в 2016 году. Если она будет ухудшаться, ЕР будет пытаться «перехватить» болезненные точки и сформулировать по ним повестки. То, что сейчас наиболее болезненно: ЖКХ — дополнительное внесение средств на капремонт, либо финансовая составляющая с налогообложением, малый и средний бизнес. ЕР будет пытаться брать и импортозамещение (только непонятно, под какой электорат разворачивать тему), агропромышленный комплекс – актуальное направление для регионов, Сибирского контура. Ситуация будет различаться. Учитывая, что у ЕР есть различные платформы внутри самой партии, ЕР будет определяться с тем, как она будет действовать в электоральную кампанию ближе к 2016 году. Тогда станет понятно, в каком формате она будет выступать, с каким лидером. Сейчас председателем является Медведев. Я думаю, ЕР нужно активировать внешнюю тему — это важно на фоне консолидации, можно получить большую поддержку электората. Нужно четко подстроить позиции по внутренней повестке — она будет расти в 2016 году, нужно будет к лету начать массовую информационную кампанию, которая будет использовать возможности, связанные с социальными медиа, традиционными СМИ. КПРФ традиционно будет использовать всю весеннюю работу, потому что эта сессия может быть последней. Это может привести к тому, что всю весну КПРФ будет с платформы Госдумы долбить Кабмин. У ЕР должна быть своя повестка к весенней сессии — защитная или другой направленности. Летом пойдет нормальная кампания, связанная с обходами, практическая часть, агитация на территориях. К этому моменту нужно сформулировать общую информационную стратегию и по внутренней повестке. ЕР, конечно, по-своему проведет кампанию в различных регионах. Праймериз надо будет унифицировать, повысить легитимность. Это важно для повышения интереса к выборной составляющей летом 2016 года. И второй аспект связан с формированием единой повестки — она может быть зонтичной, но в регионах будет отличаться. Необходима серьезная рекрутинговая работа по новым лицам, потому что нужно сформулировать позицию по обновлению лиц, по реальной социально-экономической ситуации. ЕР попытается сориентироваться в декабре, чтобы в январе-феврале начать кампанию. Ребрендинг за это время не произойдет, но переосмысление базовых лозунгов может состояться. Важным фактором будет 9 мая, к тому же май — последний месяц высокого сезона. И основная часть информационно-идеологической борьбы парламентских партий придется именно на май.