Задача – предложить миру другую демократию

Задача – предложить миру другую демократию

4 июня 2015 г. 1:38

Демократия за всю историю существования претерпела значительные изменения и сейчас выработала свой ресурс. Как показала история, этот политический строй был наиболее эффективен в условиях глобальных мировых кризисов. Об этом говорили на презентации доклада «Демократии XXI века», подготовленного фондом ИСЭПИ в соавторстве с ведущими мировыми исследователями. По мнению политолога Михаила Делягина, истинная демократия должна в любой ситуации учитывать интересы общества: – Главная проблема заключается в том, что мы путаем демократию формальную и содержательную. Формальная демократия — это институты, права, человека, суды и все остальное. Содержательная — это положение, при котором управляющая система в наиболее полной степени учитывает интересы и мнения управляемого. Разные культуры на разных уровнях обеспечивают демократию разными методами. Сегодня мы видим исламскую республику Иран – это демократия, безусловно. Сейчас мы видим Китайскую народную республику, там много недемократичного, но в целом это управляющая система, которая не просто учитывает интересы общества, а делает это трепетно. Проблема заключается в том, что, когда мы смотрим на себя и наших западных «друзей», мы придираемся к формальному вопросу, потому что он проще и понятнее. Но проблема в другом: содержательная демократия перестает работать на своих родинах, на Западе. Первое и самое главное, что такое демократия: мы действительно принимаем решения, собрались, что хотим, то и делаем. Нормальный человек никогда не откажется от сегодняшнего потребления ради будущего. Мы смеемся над лозунгом немецких милитаристов «Пушкин вместо масла», но технологический прогресс – это станки вместо масла, это жертва сегодняшнего потребления ради завтрашнего. И 95% людей в нормальном обществе на это не способны. Как только от виска человечества убрали пистолет холодной войны, убрали угрозу уничтожения, демократия начала жестко тормозить технический прогресс. Сейчас слабо финансируются все долгосрочные исследования, с неопределенным результатом – практически не финансируются, результат должен быть предсказуем, и когда вы подаете заявку на грант – это будущий результат, и не дай бог не достичь его. Технологический прогресс свелся к коммерциализации технологических принципов, которые были во времена холодной войны. С другой стороны, что такое содержательная демократия? Принцип базовый – политическая власть получает наиболее влиятельную в обществе силу. Казалось бы, логично, но с упрощением коммуникаций наиболее влиятельная в обществе сила становится внешней силой. Это касается и США в том числе, потому что проблема не в слабости и упадке общества, а в упрощении коммуникации. Оно ведет к тому, что глобальные корпорации стали круче государств. Это вторая проблема. Третья проблема в том, что демократическая процедура - не только институты, но и содержательная демократия: власть должна быть наиболее влиятельной в обществе силой. Но старый мир исчерпал себя, он разрушается. Но не кто-то внешний его победил. Просто ровная модель развития человечества, основанная на демократии, выработала свой ресурс. И сейчас мир переходит в некоторое качественно новое состояние. Мощь Америки в том, что она это состояние, судя по всему, осуществляет. Но как обычно реализуется сразу несколько проектов мира, и те, кто не хочет умирать, разрабатывают свой проект. И это огромная возможность для нас. Мы не в состоянии пытаться быть более демократичными, чем наши конкуренты на Западе и даже, возможно, через некоторое время на Востоке. Люди, которые пытаются апеллировать к древним грекам, во многом заимствовали демократию из первоисточника, но все карты на их руках, они определяют правила, и, играя с ними на поле, максимум что мы можем – это добиться, чтобы нас с этого поля не выселили. Но то, что это поле сужается, выбрасывая всех за пределы бытия, создает огромную потребность в альтернативном проекте. Нам бессмысленно соревноваться с Западом и кричать, что мы более демократичны, чем они, хотя мы действительно более демократичны. Стратегическим направлением является выработка нового способа жизни. В чем противоречие пекинского консенсуса и вашингтонского? Оно очень простое: пекинский консенсус исходит из того, что государство должно служить своему народу — это вроде бы припадание к корням, к основам, но уже сейчас, если эту фразу начинать раскладывать в детали, показывать, как она работает, это проявляет революционный характер. Смысл нашего существования заключается в том, чтобы предложить миру возможность нормальной жизни в этих условиях, другую демократию, которая может решить существующие проблемы.