"Идеология "майских указов", ориентированная на экономический рост, актуальна и сегодня"

"Идеология "майских указов", ориентированная на экономический рост, актуальна и сегодня"

6 мая 2015 г. 22:28

Три года прошло с момента инаугурации Владимира Путина, это середина его третьего президентского срока. В этот же день в 2012 году он подписал так называемые "майские указы". Многие из них частично удалось реализовать, но ряд целей пока остаются недостигнутыми. Во многом эксперты связывают это со значительными изменениями в экономической и политической ситуации.Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов в эксклюзивном комментарии "Политаналитике" напоминает: изначально предполагалось, что в центре внимания будут усилия по наращиванию экономического роста и эта логика была заложена в "майские указы": Однако мы видим, что получилось иначе. Как по внутренним причинам, так и по внешним, скорее наступила стагнация, есть признаки рецессии. И пока нет никаких предпосылок экономического роста, ощутимого в краткосрочной перспективе. При том, что идеология указов ориентировалась на существенные темпы экономического развития. С другой стороны, та часть, которая касается выполнения социальных обязательств, реализуется более успешно. При этом, возникают проблемы, связанные с региональными бюджетами, на которые много оказалось возложено. Но пока эти проблемы решаются, бюджетная устойчивость обеспечивается, как и выполнение большей части этих социальных обязательств. Тех обязательств, которые были в том числе, предметом избирательной кампании Путина.Надо сказать, что есть позитивная динамика в некоторых социальных реформах, например, миграционной политике. "Майские указы" и программные статьи Путина касались инициировали определенные изменения в миграционной политике в сторону более жесткого системного контроля над миграционными потоками. Есть движение в этом направлении в последние год-два. Контроль вырастает в законодательные решения, которые уже есть, в развитие тех инициатив, которые звучали в статьях Путина и указах.То же самое касается проблематики безопасности. Несмотря на то, что по отдельным позициям реализация государственной программы вооружений сдвигается вправо по объективным причинам. В целом, основные параметры ее выполняются, в частности, которые касаются перевооружения армии. А для того, чтобы был экономический рост, необходимы, вероятно, более глубокие изменения в экономической политике, идти на которые готов президент и его нынешняя экономическая команда. Например, ограничение движения капитала вкупе с понижением процентной ставки. Расширение денежного предложения. То есть, отказ от жесткой денежной кредитной политики вместе с ограничением движения капитала, потому что без этого ограничения мягкая денежно-кредитная политика приведет только к утечке капиталов и валюты. Это ключевой момент.Если вспоминать обо всех 15 годах Путина у власти, то здесь системных успехов достаточно много. Это и повышение налоговой дисциплины, и повышение уровня жизни, и унификация правового поля по линии "Центр-регионы". В последние годы проведение более активной промышленной политики и восстановление обороноспособности Вооруженных сил. Позитивные изменения связаны в чем-то с политикой властей, в чем-то просто объективными тенденциями развития общества. Скажем, политика импортозамещения должна была оказаться в центре внимания в начале "нулевых" годов. Это теперь классический пример упущенной возможности - начало "нулевых" было хорошим временем для проведения масштабной политики импортозамещения. Вместо этого правительство следовало либеральным экономическим рецептам и наращивало доли импорта параллельно с ростом цен на энергоносители.Высокий рейтинг Путина, который держится с начала 2014-го года называют "крымским" и справедливо связывают с событиями прошлого года: присоединением Крыма и, в целом, кризисом на Украине. Присоединение Крыма - это законный повод для национальной гордости, который в данном случае персонифицируется с фигурой главы государства. Что касается украинского кризиса, то это повод для тревоги по поводу ситуации безвластия, слабой власти, раздираемой внутренними противоречиями, исповедующей избыточный радикализм и так далее. То есть, это демонстрация негативных последствий революционных изменений. Поэтому, если Крым - это позитивный стимул к росту рейтинга, то украинский кризис - негативный. Поскольку и тот и другой фактор долгосрочные, нам не дадут они забыть всего внешнего давления. Я про внутреннюю российскую политику. Вместе с тем, на мобилизации перед лицом внешних угроз держать не то, чтобы рейтинг, но политический авторитет, недостаточно. Поэтому очень важно создавать внутри страны атмосферу развития социально-экономического, в том числе кадровой мобильности. Это является важным фактором сохранения высокого уровня доверия к президенту.В перспективе, учитывая выборы-2108, такой важный фактор, как несменяемость верховной власти должен быть компенсирован неким проектом, который можно назвать "Кадровый призыв". Некий путинский кадровый призыв, который должен запустить социальные лифты, обеспечить вертикальную и горизонтальную мобильность. Это были бы другие подходы к кадровой политике, основанные на принципе личной ответственности за результат и четких критериях оценки результативности высших должностных лиц. В принципе, какие-то элементы этого подхода уже реализуются, но в целом здесь есть к чему стремится. Второй момент - это все, что касается собственно политики экономического роста. На мой взгляд, к идеологии "майских указов", в которой заложена ориентация на высокие показатели экономического роста, нужно вернуться. Не нужно от нее отказываться. Но важно признать, что она невозможна при существующей модели денежно-кредитной политики. Соответственно, ее нужно менять. Надо отказываться либо от одного, либо от другого. И делать это честно и гласно. Нужно менять ориентацию на высокие темпы экономического роста, именно кудринской модели кредитно-денежной политики, которая реализуется с таким-же успехом и без участия Кудрина в правительстве. Вот эти вот два момента мне представляются, как основные.