Новый дискурс для "Русского мира"

Новый дискурс для "Русского мира"

18 апреля 2015 г. 0:10

Историк Андрей Рачинский, профессор Национального института восточных языков и цивилизаций (Париж) по итогам работы первого дня форума в беседе с "Политаналитикой" признал, что для формирования нового дискурса консервативной мысли “Бердяевским чтениям”, организованным Фондом ИСЭПИ, необходимо расширить географию участия, затронув тему “Русского мира” на всей постсоветской территории, а также восточноевропейских странах, люди в которых все чаще начали проявлять интерес к корням своего народа- Мне практически все понравилось. Но, как всегда, бывают выступления "не совсем в тему".. Это зависит, может быть, от подбора выступающих или от понимания. Мое пожелание организаторам, на будущее форума - четко определять тему, чтобы отбор докладов и докладчиков происходил исходя из нее. Количество здесь не важно, необходимо качество. Вместо 10 сделать 8 докладов, но точно по теме. И оставить время, может быть в конце рабочего дня, на обсуждения, замечания, дополнения, уточнения.Важен четко сформулированный понятийный аппарат. Когда говорят о влиянии культуры, влиянии цивилизации, нет четкиих определений. То есть, где культура, а где цивилизация, где одна страна влияет на другую. Не учтены такие моменты, как влияние "антикультуры" - не только культурное влияние, но и влияние хамства, например. Хамство, как культурная категория, передается намного легче. Скажем, Кончита Вурст имеет гораздо больший успех, чем симфоническая музыка, предположим. Это я немножко упрощаю схему, но смысл в целом такой.Влияние может быть и чисто негативным и в культурном, и в социальном плане. Предположим, наркотики - западные элементы, которые очень сильно влияют на социум современной России и вообще постсоветского пространства. Это, как правило, отрицательное влияние. Положительных примеров привести очень трудно. Их можно набрать, но их очень мало. Как правило, это отрицательные примеры.Не учитывается также такой очень важный момент, как постсоветское пространство с большим русским присутствием, которое как бы выбрасывается за рамки. Та же Белоруссия - не упоминается. а это русская страна, страна "Русского мира". Или, скажем, Латвия, где русские составляют половину населения, или Казахстан. Их хорошо было бы тоже включить в сферу рассмотрения, потому что там какие-то процессы происходят. Но мы живем в некотором вакууме. Но сейчас на слуху Украина, поскольку это актуальная тема, поэтому она упоминается. Но, значит, Латвия - "отрезанный ломоть", она в НАТО и на этом вопрос как бы решен. Казахстан - "отрезанный ломоть" и вообще - с Назарбаевым никто ссориться не собирается и поэтому об этом вообще речи не идет.Для консерваторов это неправильная постановка вопроса. Это ложь по умолчанию. Мы считаем, что раз мы об этом молчим, значит этого нет, а это есть. Мы 20 лет об Украине молчали, но это ложь по умолчанию. Это было преступное молчание с нашей стороны. Виноваты в том что происходит, на самом деле, не только эти фашисты украинские, виноваты мы тоже, потому что мы бросили просто страну, не обращали внимания. Эта ложь по умолчанию чревата очень серьезными последствиями. Я, к сожалению, предвижу некоторое подобие в Белоруссии, например. Потому что белорусская политика: культурная политика, в частности, этническая политика, она антирусская. Надо это признать. Лукашенко может быть про- или антирусским, это другой вопрос, но белорусская элита и белорусская культурная политика - антирусская. Я бы пожелал, чтобы это тоже было учтено на будущих форумах.Цель “Бердяевских чтений” - выработать новый дискурс. Во-первых, в каждом докладе возникает какая-то новая тема. Но надо расширять эти темы и этот дискурс, может быть, проводить вот такие "Бердяевские чтения" и в каких-то республиках, например. Но это, опять же, как пожелание. В той же Белоруссии, предположим. Крайне сложно сейчас, но... В Казахстане, например. Почему бы нет?И если мы говорим о создании "Русского мира", те страны, которые временно остались вне его, они все равно остаются его частью. Во Франции тоже русские люди, они в Германии, везде, где есть русское присутствие, есть "Русский мир". И эти люди могли вполне бы тоже принять участие в “Бердяевских чтениях”, потому что они часть нашего социума. Как, например, русская эмиграция, которая была отрезана от Родины, с 1920 года по 1990-е годы. но спустя 70 лет она вернулась в Россию. Точно так же когда-нибудь вернется в каком-то качестве "Русский мир" из республик, которые сейчас оказались за его пределами.Хорошо, что приглашают иностранцев, французов, испанцев. Но вообще надо бы пригласить людей из бывших соцстран: консервативно настроенных болгар, венгров, поляков. Они есть и их много. Европы на форуме нет, есть некоторая некая мифологема европейская, но мы забываем, что главное население Европы - это славяне.Славяне составляют абсолютное большинство европейского населения, если брать всех славян: чехов, поляков, русских и так далее. И вот эта Славянская Европа не учитывается. Это не вопрос славянофильства и у нас нет большой любви с поляками. Но поляки себя сейчас начинают впервые за последние 200 лет ощущать, как славяне - они впервые заговорили о том, что они славяне. Вот отторжение от романо-германского мира происходит. Венгры сейчас впервые за последние два года заговорили о том, что они азиатского происхождения народ. То есть, весь пафос всегда был на том, что венгры - это европейский народ, а сейчас они проводят курултай, на который приглашают башкиров, казахов.Это удивительно. Это не русское влияние, это отторжение от западного мира. Они сейчас наелись большими ложками этого западного мира и ищут другие парадигмы. Я думаю, что организаторам форума надо учесть это на будущее.