Владимир Путин – демонизированный герой Запада

Владимир Путин – демонизированный герой Запада

15 апреля 2015 г. 15:04

Владимир Путин выиграл читательское голосование американского журнала Time. Российский президент набрал 6,95% голосов, что позволило ему занять первое место. На второй строчке оказалась южнокорейская певица Ли Че Рин из группы 2NE1. В топ-5 также попали певицы Леди Гага, Рианна и Тейлор Свифт. Кроме российского президента, единственными людьми вне сферы шоу-бизнеса, которым удалось попасть в первую десятку, стали Далай-Лама, пакистанская правозащитница Малала Юсуфзай и папа римский Франциск. Барак Обама и его жена Мишель вплотную подошли к первой десятке Time с 1,4% и 1,2% голосов соответственно. В список 100 самых влиятельных людей вошли также лидер ФРГ — Ангела Меркель (0,9 процента), КНДР — Ким Чен Ын (0,8 процента), Украины — Пётр Порошенко (0,7 процента). Более половины принявших участие в голосовании были из Соединенных Штатов Америки. Сколько американцев проголосовали за российского лидера, журнал не уточняет. Кремль полагает, что результат Владимира Путина вполне объясним и не требует особых комментариев. По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, «то, что президент является одним из самых популярных, известных и, в том числе, уважаемых политиков в мире, — это очевидный факт». Закономерность победы Путина, особенно в сравнении с результатом Обамы, усматривают и многие эксперты. По словам директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, реальные полномочия президента России гораздо шире, чем у президента США. «Понятно, что США – это сверхдержава, но «коридор», в котором двигается президент США, гораздо уже коридора, по которому двигается президент России», – заявил Национальной службе новостей Минченко. Вообще же, по мнению эксперта, оценка влиятельности – очень субъективная вещь. Фамилии ряда по-настоящему влиятельных людей знают немногие. Примечательно, что в рейтинге Time главными конкурентами Путина стали не политики, а звёзды поп-культуры. В этом смысле можно говорить о существовании своего рода культа Владимира Путина на Западе. «Я думаю, что рейтинг свидетельствует о влиянии Путина на поп-культуру. В этом смысле, он - в какой-то степени ещё и поп-идол. Президент Путин - фигура, которая заняла своё место с точки зрения имиджа, драйва, стиля. Путин создал свой неповторимый стиль политического лидерства», – подчеркнул директор Международного института политической экспертизы. Как бы аналитики не объясняли успех Путина, его пресс-секретарь прав – фамилия главы российского государства у всех на слуху. Вот уже второе десятилетие его образ не сходит с первых полос ведущих мировых СМИ. При этом надо признать, что с течением времени степень влияния Путина на геополитику только растет. Два года подряд – осенью 2013-го и 2014 года – самым влиятельным человеком в мире Путина признавал журнал Forbes. При составлении рейтинга учитывались три критерия: число людей под управлением участника списка, имеющиеся в его распоряжении финансовые ресурсы и количество сфер общественной жизни, на которые этот человек оказывает влияние. Бывшая в 2013 году главным редактором русской версии Forbes Елизавета Осетинская объяснила выбор редакции политикой России в Сирии, а также поступками Путина, в которых тот продемонстрировал независимость. «В отличие от многих, он сам определяет, что он хочет говорить или что он хочет делать», – сказала Осетинская.Следует признать, что популярность и авторитет российского президента в западном общественном мнении вовсе не являются следствием добрых чувств к нему. Запад, судя по всему, уже ответил на свой же собственный вопрос «Кто вы, мистер Путин?», и наделил образ российского президента мифологическими чертами. Что касается журнала Time, то Владимир Путин довольно часто попадал на его обложку. Изучая эти иллюстрации можно представить себе траекторию дрейфа западного общественного мнения в отношении российского лидера: от недоверия и смутных сомнений до очевидной враждебности и обвинений во всех смертных грехах. Впервые его фотографию издание опубликовало в марте 2000 года, сопроводив надписью «Out of the Shadows». Тогда журнал задался вопросом, сможет ли Путин изменить Россию, прежде чем Россия изменит его самого?

Затем, в январе 2001 лицо президента России было опубликовано в коллаже с памятником Ленина и сопровождалось словами "Putin's Russia", намекая в тексте самого материала на то, что Путин становится все более авторитарным правителем.

В третий раз Путин появился на обложке европейского издания Time в ноябре 2003 года после ареста экс-главы нефтяной компании «ЮКОС» Михаила Ходорковского.

Тогда в заголовке говорилось о жесткой игре Путина и его команды и выдвигалось предположение, что президент собирается вернуться к советскому стилю правления.

В июле 2006 года лицо Путина появляется на обложке в капле нефти, а заголовок рассказывает о силе российского «черного золота» и использовании его, как политического инструмента.

В конце 2007 года Владимир Путин вновь становится человеком кода по версии Time. На этот раз внимательный, чуть с прищуром взгляд кадрового советского разведчика уступает место брошенному свысока взору «самодержавного владыки». Фотография как будто бы взята из личного дела Путина, что еще больше подчеркивает драматизм происходящего.

Заголовок под снимком гласит: «Владимир Путин. Царь Новой России».

К этому же времени относится обложка журнала «The Economist». Здесь Путин изображается в характерной ленинской позе вождя мировой революции, возглавляющего танковые колонны, авиационные эскадрильи и солдатские шеренги.

Очевидно, что оба эти журнала подчеркивают особый стиль власти Владимира Путина, нетипичный для западной либеральной демократии.

Примерно на то же самое намекает обложка журнала Courrier International.

По мнению эксперта в области брендинга и визуальных коммуникаций Павла Родькина, Путин персонифицирует для западных СМИ возрождение Российской империи в форме СССР, как бы парадоксально это ни звучало. «Советская стилистика, о которой сохранилась память, просто является в данном случае наиболее доступной и понятной для массового тиражирования. Образ этот глобален, выходит за рамки обычной политической карикатуры на конкурента или нелюбимого политика. Имперские образы свидетельствуют о глубочайших фантомных страхах пред возрождением России, а также стереотипности западного политического мышления. Отсюда и нарочитая, можно сказать обязательная, агрессивность и милитаризм образа Путина в западных СМИ», – полагает эксперт.

В декабре 2011 снимок Путина была опубликован на обложке европейского издания Time с подписью «Он правил Россией 12 лет, но постсоветское поколение хочет знать, почему жизнь в стране не улучшилась».

В следующий раз Путин попал на обложку Time в марте 2012 года сразу после президентских выборов в России.

Заголовок гласит: «Невероятно уменьшающийся премьер-министр России». В этом номере Time была опубликована статья Саймона Шустера с предупреждением, что в случае победы Путина миру придется иметь дело с более опасной Россией, чем раньше. В Кремле сочли автора статьи «путинофобом» и «русофобом».

К этому же времени относится обложка журнала Bloomberg Businessweek. Она как бы собрана из смыслов и понятий, формирующих, по мысли авторов, политико-экономические реалии России того времени.

Безусловно, эта обложка – повод для дискуссии. По мнению профессора Университета Сан-Франциско Андрея Цыганкова, американское общество на самом деле плохо представляет себе российские реалии и колеблется с «линией партии», т.е. правящей группировки, не обладая устойчивостью представлений о России. Американцы нередко не знакомы с элементарными фактами и не горят желанием изменить такое положение дел. Но это не русофобия в чистом виде. Это, скорее, национальный эгоцентризм и конъюнктурность. К слову, профессор отмечает, что российское восприятие Америки также не отличается глубиной и проницательностью, хотя, возможно, и не столь провинциально.В очередной раз президент России Владимир Путин украсил собой обложку Time в сентябре 2013 года. Фото главы российского государства сопровождает подпись «Америка слаба и колеблется. Россия богата и возрождается – и ее лидера не заботит, что о нем думают» все того же вездесущего Саймона Шустера.

В американском издании журнала место истории об успехе Путина занимает статья о компенсациях спортсменам в колледжах. Очевидно, что редакция журнала пошла на такой шаг не от хорошей жизни. Издание The Washington Times вынуждено констатировало, что «Владимир Путин – знаменитость мирового и уж никак не местного масштаба». По мнению газеты, появление российского президента на обложке – очередное свидетельство того, что авторитет США в мировом сообществе падает. В 2013 году главе России международное сообщество оказало гораздо больше доверия, чем Бараку Обаме, – делают вывод журналисты.В 2014 году Владимир Путин оказывался на обложке журнала Time аж два раза. Первый – в марте. На обложке написано: «Российский лидер, кажется, держит все карты в Крыму. Но до сих пор не выиграл». По мнению редакции журнала, если вторжение в Украину для Путина и не обернется катастрофой, то победителем из конфликта он точно не выйдет.

Еще один раз президент Владимир Путин попал на обложку журнала Time в прошлом августе. Основной темой номера стало крушение Boeing 777 компании Malaysia Airlines на востоке Украины. Глава российского государства отбрасывает тень пассажирского лайнера. Намек ясен. Надпись на обложке гласит: «Вторая Холодная война» с припиской «Запад проигрывает в опасной игре Путина. Кто-нибудь остановит Путина?».

Многие эксперты сходятся во мнении, что подобные обложки западных СМИ, формирующих повестку и общественное мнение, — это, скорее, признание силы России, пусть даже в странной и извращенной форме. Как подчеркивает уже упомянутый Павел Родькин, эволюция образа Путина от обычного политика к символу, насыщенному глубоким историческим и идеологическим смыслом, является значительным шагом, который еще только предстоит полностью осмыслить.Ну а в целом, зарубежная пресса склонна к преувеличению во всем, что касается Путина. Российского президента демонизируют и возвеличивают одновременно, пытаясь преуменьшить степень его влияния и тут же с фактами в руках доказывая свою собственную неправоту. На самом деле западные медиа реанимируют привычную для многих стилистику «холодной войны», до поры «замороженную» сознании западного политического истеблишмента. Эта та настоящая и весьма неуютная реальность, с которой пришлось столкнуться всему международному сообществу, «неожиданно» отброшенному в средину прошлого века.