"Обама надеется, что Куба будет податливой"

"Обама надеется, что Куба будет податливой"

10 апреля 2015 г. 13:23

Барак Обама прибыл на саммит стран Латинской Америки в Панаме, где он должен встретиться с кубинским лидером Раулем Кастро. Мир наблюдает, гадая, чего ожидать от возобновления американо-кубинских отношений. Весь вопрос – в какой системе координат оценивать эту встречу, – считает политолог Алексей Зудин:— Безусловно, попытка Обамы наладить отношения с Кубой могла бы считаться крупным внешнеполитическим достижением. Особенно на фоне нынешнего состояния внешнеполитического курса Соединенных Штатов, который преследует провалы в самых различных областях, начиная с Ближнего Востока. Осложнения в отношениях с восходящим Китаем опять-таки. Напряжение во взаимодействии с фактически большинством стран Латинской Америки. Возвращение отношений с Россией к состоянию, близкому к периоду Холодной войны. Этот список можно продолжить. На этом фоне улучшение отношений с Кубой могло бы выглядеть, как безусловное достижение. Но есть, на мой взгляд, серьезные обстоятельства, которые могут воспрепятствовать попыткам Обамы разблокировать отношения с Кубой. Речь идет, прежде всего, о двух тесно связанных, но все-таки различных факторах. Первое – это позиция Республиканской партии, которая все больше втягивается в предвыборную борьбу, занимая позиции большинства в обеих палатах Конгресс,а и настроена на достаточно жесткое оппонирование политическому курсу Обамы. Второй фактор – настроение влиятельной общины кубинских эмигрантов, которая, собственно говоря, и образовалась как община в результате исхода с Кубы лиц, нелояльных по отношению к существующему там политическому режиму. Эти две силы способны осложнить, если не блокировать, реальную нормализацию отношений с Кубой. Не будем говорить уже о том, что само понятие "нормализация отношений" в русле внешней политики Соединенных Штатов как правило выглядит достаточно двусмысленно. Если переводить на русский язык, то скорее всего в нынешней ситуации речь идет о попытке добиться традиционных внешнеполитических целей новыми средствами. Поскольку экономическая блокада и различные формы давления не помогли США добиться своей главной цели, а именно свержения режима (на Кубе – прим.ред.), который был установлен в результате народной революции, то теперь, скорее всего, американская администрация, располагая в своем арсенале политическими технологиями "оранжевых революций", попытается добиться той же цели. А именно свержения существующего на Кубе политического режима. Только уже мирными средствами, использовав улучшение отношений между двумя государствами.Вероятно, речь идет о том, чтобы найти в руководстве Кубы определенные фигуры, которых можно будет заинтересовать и использовать их каким-то образом, как полусоюзников или симпатизантов для того, чтобы попытаться увеличить влияние как в государственном аппарате, так и непосредственно в кубинском обществе. Для этих целей можно будет использовать ослабление режима, обмена, взаимных визитов, поездок и так далее. То есть, речь, фактически идет о создания политических, информационных, моральных предпосылок для государственного переворота в какой-то форме.Мы не можем утверждать, что США восстанавливают отношения с Кубой вопреки интересам России. Возможно, Обама в качестве одной из периферийных целей пытается вызвать некое раздражение у РФ. Раз Россия взяла курс на активизацию связей со странами Латинской и Центральной Америки и, конечно же, в числе наших приоритетных партнеров попадают те страны, с которыми у нас уже есть опыт позитивных отношений, а Куба в ряду таких стран стоит на первом месте, то для Соединенных Штатов конечно же представляет интерес встречная активность. Тем более, что Куба находится прямо под боком у США, и они могут рассчитывать, что незначительное ослабление режима блокады вызовет повышенный интерес и позитивный резонанс в каких-то слоях кубинского общества. А возможно и у кого-то из членов кубинского руководства. Но говорить так, что США делают все это сознательно только для того, чтобы насолить России, на мой взгляд некорректно. Главное, что может определять поведение Обамы во взаимоотношениях с Кубой – это усиленный поиск внешнеполитических успехов. Возможно, он считает, что Куба, которая в течение многих десятилетий находится в жесткой экономической блокаде, является очень податливой. Что она с готовностью откликнется на самые малые и незначительные шаги навстречу, которые предпримут Соединенные Штаты. То есть, у Обамы есть основания, хотя, на мой взгляд, не вполне обоснованные, рассматривать Кубу во внешнеполитическом плане прежде всего, как легкую добычу. Кубинские власти создают впечатление достаточно сплоченной группы, которая прошла очень суровую школу, большую часть времени оказывая упорное сопротивление США. За это время слабые и неустойчивые элементы успели выветриться. Конечно, везде бывают исключения, конечно, подрастает новое поколение и все это создает естественные риски. Но в целом, в первом приближении, руководство Кубы представляется мне достаточно сплоченным сообществом, способным в своей основе, в своем большинстве выдержать искушение открытостью или иллюзией открытости со стороны Соединенных Штатов.Риски для России в сближении этих двух стран существуют, неправильно было бы на них закрывать глаза. Но в отношениях России, а точнее говоря, Советского Союза и Кубы, которые в данном случае Россия наследует, хотя и не в полной мере, растеряв значительную часть багажа, так вот в этих отношения накоплен большой позитивный потенциал, это первое. В отношениях между Кубой и США накоплен большой негативный потенциал. Все это создает достаточные силы инерции, которые действуют не только в мире природы, но и во внешнеполитических отношениях. Второе - любые отношения с Кубой будут выстраиваться в латиноамериканском и центральноамериканском контексте. А общий климат в нем сейчас скорее НЕблагоприятный для Соединенных Штатов. И, наконец, третье - единственным серьезным соперником России по линии добрососедских и взаимовыгодных отношений с Кубой могут быть не США на самом деле, а Китайская Народная Республика. Она, в отличие от американцев, обладает гораздо более высокой совместимостью с нынешним кубинским руководством, совместимостью даже более высокой, чем нынешние российские власти. Давайте не забывать, что и китайские руководители, и кубинские являются коммунистами при всех различиях, которые существуют между ними. Далее, КНР, насколько мне известно, не прерывала отношений с Кубой, в отличие от современной России. И, наконец, еще одно обстоятельство, тоже не очень благоприятное для нас, это различие ресурсного потенциала России и Китая. Прежде всего, речь идет о финансовом потенциале. Конечно же, нам есть, что предложить кубинцам, а им есть, что предложить нам. И никакое партнерство с другими странами неспособно закрыть полностью перспективы расширения этих двусторонних отношений. Но если обсуждать возможных соперников, то КНР, на мой взгляд, больше подходит на эту роль, чем США. Хотя соперничество со стороны Китая в данной области будет носить совершенно другой характер.