Альфа и Омега национальной политики

Альфа и Омега национальной политики

6 апреля 2015 г. 16:04

Федеральное агентство по делам национальностей, аналог которого был упразднен в 2001 году в рамках кампании по сокращению госаппарата, возродили «по просьбам национальных республик». «Сейчас, из национальных республик поступают просьбы создать такой орган, который помогал бы людям на местах работать и с центром, и между собой», – отметил президент РФ Владимир Путин, объясняя смысл возрождения национального ведомства. Такое формальное объяснение вызывает ряд вопросов. Зачем было нужно ликвидировать Миннац в начале 2000-х, когда еще полыхал Северный Кавказ, а поезда «Грозный-Москва» сопровождал военизированный конвой? Да что Чечня – в 2001 году еще остро стоял вопрос о разграничении полномочий между Москвой и Татарстаном. Но, главное, почему в 2015-м, когда в стране, казалось бы, нет серьезных внутренних конфликтов, Президент подписывает указ о создании структуры, которую сам же и упразднил в начале своего первого срока? Воссоздание агентства по делам национальностей именно сейчас должно иметь какие-то важные причины, которые не были так актуальны в предыдущие годы.В 90-е годы, как и в советское время, национальный вопрос курировался на самом высоком правительственном уровне. Еще бы, учитывая, как далеко зашел «парад суверенитетов» в ельцинской России. Национальное ведомство много раз переименовывали, но суть оставалась неизменной: нацвопрос рассматривался в 90-х как часть федеративных отношений, что вполне логично для того времени.В 2000-м году Владимир Путин нагрузил Миннац еще и функцией контроля миграции, с которой ведомство явно не справилось. Тогда было решено, что миграцию будет контролировать МВД, а региональным развитием займется Минэкономразвития. Национальный вопрос посчитали недостойным отдельного министерства, но поручили курировать его заместителю полпреда президента в ПФО Владимиру Зорину, которого называли «министром без портфеля». Уникальный в российской практике «Министр Российской Федерации» проработал до 2004 года. После отставки Зорина национальную проблематику пинали, как футбольный мяч: Минэкономразвития, МИД, Минкульт, Минрегион, Федеральная миграционная служба… Каждое ведомство по-своему трактовало приоритеты национальной политики. Если быть точнее, то никакой национальной политикой никто не занимался – это, скорее, можно назвать решением профильных задач. Так и вышло, что у семи нянек дитя без глазу.За национальный вопрос взялись серьезно в 2012 году, когда Владимир Путин подписал указ "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". Тогда же был создан Совет при Президенте по межнациональным отношениям.Казалось бы, зачем создавать агентство в правительстве, когда есть совет при президенте? Несмотря на то, что совет работает активнее других подобных структур, он фактически не обладает полномочиями координировать работу правительства и, тем более, делать это регулярно. «У нас уже есть государственная национальная политика, существуют профильные советы, но, тем не менее, была потребность в координирующем межведомственном органе», – прокомментировала появление нового органа спикер Совфеда Валентина Матвиенко.Чтобы агентство успешно справилось с функцией координации, его подчинили напрямую главе кабмина (таким особым статусом обладает лишь Росграница).Согласно президентскому указу "О Федеральном агентстве по делам национальностей", новое ведомство займется выработкой и реализацией государственной национальной политики, нормативно-правовым регулированием и оказанием госуслуг в сфере государственной национальной политики, осуществлением мер по укреплению единства многонационального народа РФ (российской нации), обеспечением межнационального согласия, этнокультурного развития народов страны, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов РФ.Задачи агентства изложены четко, но в то же время позволяют двояко трактовать его основную миссию. Нацменьшинства видят в новом ведомстве орган, который будет лоббировать их интересы (включая финансовые), а националистические организации, отстаивающие права русского населения, ждут от агентства содействия в отстаивании прав титульной нации.«Если Агентство по делам национальностей будет заниматься только тем, что и без того лоббировать маленькие, но гордые народы, мы к этому относимся отрицательно», – заявил в интервью радиостанции «Говорит Москва» лидер националистического движения «Русские» Дмитрий Демушкин. По его мнению, агентству следовало бы заниматься борьбой с причинами межнациональных конфликтов, «потому что они (власти – авт.) борются лишь со следствиями, когда люди вышли в Бирюлево, на Манежную площадь, но абсолютно не хотят бороться с причиной».В свою очередь, Валентина Матвиенко подчеркнула, что агентство будет заниматься всеми народами, живущими в России. «Это не агентство по делам нацменьшинств, а именно по делам национальностей. Русские люди, которые составляют основную часть граждан нашей страны, должны быть предметом работы этого органа», – заявила Матвиенко.Высказывание спикера Совфеда во многом является ответом на сформировавшийся запрос устранения дисбаланса между правами нацменьшинств и защитой интересов русского этнического большинства, которое, как считают некоторые эксперты, сегодня лишено всякой государственной поддержки.«Прежде всего, агентству необходимо дополнить перечень задач, фигурирующих в стратегии национальной политики. Во-первых, добавить национальное развитие русского народа. Во-вторых, сохранить этно-конфессиональный баланс в стране. Это обеспечит сохранение России как страны с преимущественно русской культурой», – пояснил президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. Речь идет не только о культуре, но и о материальной составляющей национальной политики. Лозунг «Хватит кормить Кавказ!» не теряет популярности, хотя и отошел на второй план в связи с обострением отношений России и Запада.Другая проблема, решения которой ждут от нового агентства, касается нелегальной миграции и положения мигрантов, потерявших работу в связи со спадом экономики в стране. По сути, это еще одно измерение темы «русские -нерусские». В стране стало меньше ресурсов, сокращаются зарплаты, растет безработица, в связи с чем коренное население начинает претендовать на рабочие места, занятые приезжими. Непростая экономическая ситуация способна пробудить скрытые межнациональные конфликты по всей стране.Учитывая непростую задачу поиска баланса между интересами титульной нации и меньшинств, особое внимание приковано к фигуре руководителя федерального агентства Игоря Баринова, который является полковником ФСБ в отставке и в свое время командовал подразделением группы «Альфа». Баринов участвовал в контртеррористической операции в Чечне, ездил в командировки в другие горячие точки, был трижды ранен. В последние годы он профессионально занимался партстроительством в «Единой России».Силовик с боевым прошлым во главе национального ведомства воспринимается некоторыми экспертами скептически. Политолог Сергей Маркедонов заявил «Коммерсанту», что «в нацполитике Баринов никак не проявил себя, а на этом месте надо уметь сглаживать конфликты и договариваться». Напротив, политолог Александр Клюкин высказал убежденность, что Баринов идеально подходит на этот пост как человек, изучивший проблему изнутри: «Он очень много времени провел в Чечне в качестве военного, соприкасался с национальной враждой и неприязнью, и войной как раз на этой почве, потому что в то время, в ту войну, много было людей разных национальностей, и как правило из-за рубежа. То есть он внимательно к этому относился, изучал эту проблему и хорошо ее знает».Немало аналитиков восприняли назначение Игоря Баринова как сигнал к «закручиванию гаек». Например, руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева отметила, что «национальная политика, видимо, будет меняться в сторону более жесткого регулирования». Почти все наблюдатели высказали предположение, что перед Игорем Бариновым поставлена задача подчеркивания «государствообразующей роли русского народа». Публицист Егор Холмогоров, как и другие эксперты, уверен, что Баринова назначили с целью поддержки русского большинства. «Ему предстоит непростая задача – вывести нашу нацполитику из того кризиса, в который её загнало пренебрежение интересами русского народа, формальная безжизненная «толерантность» и навязывание её с помощью программ бюджетного распила...», – казал Холмогоров.В свою очередь, в Государственной Думе новоназначенного руководителя агентства представляют как мудрого политика, умеющего принимать взвешенные решения. «Игорь Вячеславович имеет необходимый опыт, образование, чтобы справиться с поставленными задачами, пользуется заслуженным авторитетом в силовых структурах, знаком с регионами Северного Кавказа, умеет вести диалог и находить компромиссы», - заявил вице-спикер Госдумы, секретарь Генсовета "Единой России» Сергей Неверов. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, который лично знаком с Игорем Бариновым по работе в Госдуме, охарактеризовал его как «порядочного и грамотного человека». «Может быть, он непосредственно не занимался межнациональными отношениями, но он глубоко порядочный человек. Чтобы заниматься межнациональными отношениями, на самом деле надо, чтобы человек был с совестью», – считает лидер республики. Сам Игорь Баринов подчеркнул, что намерен комплексно решать стоящие перед ведомством задачи и опираться в этом на имеющийся у России многовековой опыт национальной политики. «Считаю, что в национальной политике все взаимосвязано: и миграционные процессы, и экстремизм, и вопросы идентичности многонационального российского народа. Все эти вопросы надо решать комплексно», – цитирует Баринова агентство ТАСС. Чиновник добавил, что постарается сделать, чтобы агентство было действенным механизмом, а не превратилось в бюрократический орган, «который выдавал бы только какие-то распоряжения».