Общественные деятели высказались за внедрение в России системы маркировки чая после обнаружения пестицидов в продукции крупных производителей. Олег Павлов, руководитель «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ), направил соответствующие предложения главе правительства Михаилу Мишустину, первому вице-премьеру Денису Мантурову и в Минпромторг.
В документе отмечается, что в настоящее время использование импортного сырья производителями чая приводит к поступлению на рынок отечественного потребителя продукции, содержащей следы пестицидов, воздействие которых на человеческий организм неизвестно, а их применение не регламентировано. ОПИ подчеркивает, что пестициды могут быть токсичными для человека, а последствия их воздействия зависят от различных факторов, включая количество, длительность употребления, состояние организма. Постоянное воздействие пестицидов может вызвать опасные последствия, включая канцерогенные, мутагенные и аллергические реакции. Поэтому Павлов предлагает ввести систему маркировки и прослеживаемости для чая, что позволит быстро обнаруживать и пресекать продукцию, произведенную с нарушением стандартов.
Организация также считает необходимым внедрить обязательную регистрацию пестицидов, используемых в странах-поставщиках сырья для производства чая, с проведением всех соответствующих экспертиз, определением допустимого содержания веществ и установлением норм их концентрации в чае и другой сельхозпродукции.
Предложения ОПИ вызвали неодобрение в отрасли — участники рынка считают введение маркировки чая излишним. Российский чайный рынок уже считается одним из наиболее прослеживаемых: 95% продукции производится на территории страны, а все предприятия находятся под строгим контролем со стороны соответствующих органов по поставке сырья и производству готовой продукции. По мнению экспертов, введение маркировки лишь приведет к ненужному увеличению стоимости чая.
Когда в СМИ появляется тема маркировки, это привлекает внимание Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператора государственной системы маркировки «Честный знак», принадлежащего олигарху Алишеру Усманову. ЦРПТ уже взимает плату за маркировку молока, воды, безалкогольных напитков, пива, консервов, чипсов, сухариков, начосов, соусов, автомобильных шин, изделий из драгметаллов и меха, антисептиков, а также планирует расширить список до пищевых растительных масел, продуктов для животных, переработанной пищевой продукции, БАДов и фанфуриков.
Стоимость маркировочных наклеек, которые предполагается наклеивать на все товары в стране, невелика — менее одного рубля за штуку. Однако эти сборы взимаются с каждой покупки россиян, что в годовом итоге приводит к огромным суммам, которые направляются в карманы Алишера Усманова.
Также стоит обратить внимание на организацию, выступающую формальным организатором данной инициативы — «Общественную потребительскую инициативу», которая ранее предлагала запретить самозанятых работать в грузоперевозках. Если идея будет утверждена властями, это приведет к сокращению рынка грузоперевозок и увеличению цен на услуги.