Нужны ли ВКС «стелсы»? Похоже, этот вопрос окончательно закрыт. Выпуск Су-57 в ближайшие два года будет кратно увеличен

Лента новостей

Два самолёта из новой партии Су-57 (4 машины), полученных в декабре 2022 года. В ОАК уверяют, что скоро этот процесс можно будет наблюдать почти ежемесячно. Фото ОАК

Вопрос о том, нужны ли российской авиации самолёты с применением технологий малозаметности, или просто «стелсы», задавался с тех самых пор, когда США впервые масштабно применили своих «ночных ястребов» (Lockheed F-117 Nighthawk) во время Первой войны в Персидском заливе. Их основной задачей была активная борьба с зенитными установками армии Саддама Хусейна. Судя по огромным потерям от старых советских ЗРК, и это при подавляющем преимуществе во всех компонентах воздушной войны со стороны антииракской коалиции, задачи своей они до конца не выполнили. Зенитчики Саддама умудрились сбить за полтора месяца воздушной войны более 30 самолетов и более 6 вертолётов Многонациональных сил (МНС). Среди потерь имелся даже «старичок» Б-52 ВВС США, хотя командование USAF после Вьетнама обещало больше не пускать эти огромные машины в бой, пока полностью не будут подавлены зенитные возможности очередного «врага Америки». Но как бы там ни было, западные газеты на все лады расхваливали утюгообразные стелсы, как вершину авиационных технологий на тот момент. Потом за их популяризацию активно взялся Голливуд, и тогда почти у всех интересующихся темой людей, кроме, пожалуй, профессиональных авиационных конструкторов, отпали всякие сомнения. «Стелсы» стали символами опережающего технологического превосходства США, а единственный достойный на то время конкурент, в лице СССР из этого соревнования выбыл.

Ф-117 был подозрительно быстро списан и слегка опозорился в Югославии, но он был первым серийным «невидимкой». Хотя до сих пор продолжается дискуссия о том, распил это, или прорыв. Фото USAF

Ok

Но потом начались бомбардировки Югославии и меткий выстрел расчета С-125, под командованием полковника ПВО Союзной Югославии Золтана Дани, вновь возродил дискуссию о том, а так ли невидимы «стелсы». Сами Ф-117 после этого пролетали недолго, в 2008 году их окончательно списали в пользу более актуальных стелс-самолетов Ф-22 и Ф-35. Но новые машины ВВС США четкого ответа на этот вопрос не дали ни в учебных боях, ни в реальных боевых вылетах, где они принимали лишь эпизодическое участие, и за 16 лет не добились вообще никаких успехов.

В январе 2010 года в воздух взлетел первый российский «стел», тогда носивший название ПАК-ФА, и дискуссия о пользе «невидимости» наконец полноценно перешла на отечественную почву. Введение в строй самолёта естественным образом затянулось (при почти полностью разоренной в 90-х авиапромышленности вообще чудо, что оно вообще началось). И всё это не утихали словесные баталии о том, что «стелс» это дорогая и бессмысленная «приблуда», которую изобрели военные маркетологи в США чтобы продолжать доить налогоплательщика за счёт сказок о «супероружии». В какой-то степени это действительно так и выглядело, по-крайней мере когда речь заходила о «стелс» качествах, как о главном и несомненном козыре «пятого поколения». Но теперь, когда к малозаметности прибавилась ещё и сетецентричность, и новые возможности оптической и электронной разведки, и целые стаи БПЛА на подхвате и дальнобойные гиперзвуковые авиаракеты разного назначения, у малозаметности появилось куда большее поле для эффектного применения. И то, что Су-57 ввели в строй намного позже того же Ф-22, сыграло только на руку. Во-первых, сами технологии «стелс» значительно усовершенствовались и подешевели, а во вторых, тот же «Раптор», к примеру, в боевые автоматизированные системы управления боя НАТО так и не интегрирован и до сих пор остаётся «самим по себе стелсом», не вписанным в сетецентрическую систему.

Ok

Су-57 очень долго (хотя и не дольше, чем Ф-35) шёл к полноценному серийному производству и наконец дошёл. В когорте «малозаметных» самолётов у него своё достижение. Он первым из стелсов открыл боевой счёт против вражеской истребительной авиации. Фото МО РФ

Теперь, после того, как Су-57 поучаствовал в деле и, даже, как пишут многие военные издания на Западе, открыл свой боевой счёт, сомнений в том, что этот самолёт нужен нашей авиации, не осталось никаких. Понимают это и в государственных коридорах. Перед новым годом ВКС получили новую партию «стелс-сушек». Но главный признак интереса нашей армии к новому самолёту состоит в другом. Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина впервые за долгое время значительно расширяет свои потенциальные возможности и здесь возникнет ещё одна производственная линия для Су-57.

Модернизация производственных линий КНААз им. Юрия Гагарина позволит увеличить число производимых сушек в разы. Фото Ростех.

Для этого на предприятии будет проведена значительная модернизация и существенное повышение штата. Всё это говорит само за себя. Российский «стелс» наконец полноценно «встал на крыло» и его роль в нашей боевой авиации будет расти можно сказать, с каждым месяцем.

Источник
Оцените статью
Политаналитика
Добавить комментарий