Город на Арабатской стрелке и аэропорт. Приазовье превратят в единую туристическую зону

«Без суеты, но и без промедления» и «на века» — так выглядит формула строительства нового города на Арабатской стрелке, изложенная замруководителя Администрации президента РФ Сергеем Кириенко. Кириенко будет контролировать строительство 30-тысячного города на бывшей государственной границе между Крымом и Херсонской областью.

Каким будет новый город пока не ясно: власти не слишком охотно делятся новыми деталями — над обликом будущего города всё трудятся архитекторы и урбанисты.

Потребность в новом городе есть.

Геническ, ниже которого и будет вестись строительство, стал новой столицей Херсонской области, куда эвакуировали администрацию области. Население Геническа с лучшие советские годы не превышало 23 тыс. человек, а к началу СВО и вовсе «ужалось» до 19 тыс. человек. Высотных построек в городе минимум, так даже размещение областной бюрократии и расселение чиновников по кабинетам будет не самой простой задачей. Зато от Геническа до Арабатской стрелки — рукой подать, что упросит контроль за строительными работами.

Плюс создание нового города позволит сделать серьёзный шаг к превращению, ставшего после 2022 года внутренним, Азовского моря в целостную курортную зону.

Почему нужна такая курортная зона? Ответы очевидны. Выездной туризм сильно осложнён, а спрос на отдых и оздоровление никуда не делся. Благо, интегрированные в Россию территории Северного Приазовья в силу климата и географии обладают колоссальным рекреационным потенциалом.

  • Несмотря на то, что Азовское море в 11 раз меньше Чёрного, из-за значительной изрезанности береговая линия Азовского моря лишь в 2,3 раза короче черноморской. Её общая протяжённость составляет 1472 км. Берега низменные, с песчано-ракушечными косами.
  • Азовское море мелководное. Его средняя глубина составляет 7,4 м, а наибольшая — 15 м. То есть это самое мелкое море в мире. Древние греки даже называли его Меотийским болотом. В заливе Сиваш глубины ещё меньше: средняя — 20–30 см, а самая большая — 3,5 м.
  • Летом воды Азова нагреваются в средней части до +25…+28°С, а у берега — до +30…+31°С. В таких условиях вода перенасыщена кислородом на 200–250 %. Это приводит к бурному развитию планктона, в том числе и одноклеточных водорослей, что вызывает «цветение» воды. Зимой вода охлаждается до 0…-1°С.
  • Солёность воды в море в прошлом была втрое меньше, чем в Мировом океане, — около 11 %. А у устья Дона даже составляла 1 %, поэтому практически была пресной.

Как итог — мелководное и тёплое море, богатая микроэлементами морская вода, прекрасные песчаные пляжи, вблизи которых часто имеется целебная грязь, делают северное Приазовье одним из лучших мест для летнего отдыха и лечения, особенно с детьми. Сухая летняя погода, тёплые весна и осень в Приазовье в сочетании с песчаными косами и температурой морской воды более +20°С в течение 100–120 дней в году привлекали отдыхающих из России и Украины, а также позволяли укрепить или поправить здоровье и взрослым, и детям.

Ok

Однако отдых на Азовском море был весьма специфическим в силу целого ряда факторов.

Северное Приазовье никогда не отличалось развитой и современной инфраструктурой. Новоазовск — курорт республиканского значения в ДНР — не пользовался популярностью даже у местных жителей в силу отсутствия удобств, дороговизны, мизерного количества развлечений и контрольно-пропускных пунктов на въезде в посёлок. Местные предпочитали уехать в Абхазию или Россию, а минимально приемлемый сервис могли обеспечить лишь ведомственные пансионаты.

Лучше была ситуация в Бердянске (любимое место отдыха дончан в период с 1991 по 2014 гг.) и Кирилловке (любимое место отдыха жителей Мелитополя). Обилие пансионатов, отелей и домов отдыха позволяли удовлетворить базовые запросы непритязательного туриста, однако ничего похожего на столь привычную для жителей российских мегаполисов систему all inclusive по вполне понятным (короткий по сравнению с Турцией или Грецией курортный сезон, отсутствие крупного капитала в индустрии) причинам не было. По тем же причинам рекреационное освоение Азовского моря носит очаговый характер.

Как итог — основными посетителями курортов на территории новых субъектов России были жители Донбасса (до 2014 года) и Украины, а также (в меньшей степени) Белоруссии (до 2022 года). Последние, к слову, были наиболее платежеспособными туристами, в отличие от многих граждан Украины, приезжавших на отдых со своей картошкой и консервацией.

И вот на этом моменте стоит вернуться к городу на Арабатской стрелке. Его значимость в том, что Западное Приазовье лишено каких-либо курортов: в советские годы их не построили, в годы украинской независимости они никому не были нужны, а после 2014 года Арабатская стрелка стала приграничьем.

Теперь же — если посмотреть на карту курортных зон Приазовья — становится понятно, что громадная «дыра» в западной части побережья закроется новым городом, а север — Бердянск, Кирилловку, Новоазовск и Мариуполь — можно будет развивать как единый комплекс.

Но прежде нужно будет решить ряд инфраструктурных проблем, которые, федеральная власть уже вполне осознала, но пока не увязала в единый связанный с туризмом комплекс.

Первая проблема — дороги. Крымская трасса «Таврида» проходит вдоль южного Приазовья. А перспективная трасса Джанкой-Ростов, проектирование которой уже начато, свяжет Крым через Северное Приазовье с материковой Россией, позволив сделать шаг к созданию некоего аналога Большой Приазовской кольцевой дороги. Эта дорога обеспечит достаточный уровень транспортной связности приазовских регионов.

Вторая проблема — воздушное сообщение. Бесконечно продлеваемый запрет на полёты в южные регионы России, введённый после начала СВО, наименьшая проблема. Куда большая проблема — уничтоженные донецкий и мариупольский аэропорты. Когда восстановят первый — не ясно, возможно его будет легче построить на новом участке, чем на старой площадке, где 8 лет идут непрерывные бои. Мариупольский аэропорт — в его привычном военно-гражданском исполнении — обещают восстановить в уже в этом году. После этого он сможет принимать не только военно-транспортные Ил-76, но и гражданские Boeing 737, Airbus 320, а также основу будущего авиапарка России — МС-21 и Ту-204. Момент с аэропортом принципиальный: только это обеспечит постоянную связь Северного Приазовья с отдалённой Россией, включая Москву, Санкт-Петербург и иные, более удалённые, мегаполисы. А связь в наше время равна деньгам.

Ok

Вкладывать деньги на новых территориях есть во что. Главный объект — по факту всероссийская стройка — Мариуполь будет куда более дружелюбным для туриста, чем при Украине. Курорты и базы отдыха — многие из них в заброшенном состоянии — власти ДНР уже «переписали» и готовятся передать инвесторам, когда таковые появятся. Схожая история в Запорожской области, где серьёзный потенциал для развития санаториев.

  • В Кирилловке и Бердянске можно использовать лечебные грязи из села Родионовка Акимовского района Запорожской области и иловые грязи озера Большого соответственно.
  • Минеральные воды из Кирилловского месторождения близки к водам Миргородского и Старорусского типов, занимая промежуточное положение между ними по величине минерализации. Месторождение «Бердянское» является источником рассольных и высокоминерализованных вод для бальнеологических целей наружного применения.

Но помимо глобальных проблем нужно решить ещё массу локальных.

Во-первых, провести аудит существующих баз отдыха на предмет соответствия их экологическому законодательству. В ряде случаев существующие недостатки — отсутствие очистных сооружений, строительство в водозащитных зонах — можно устранить без сноса рекреационных объектов. В остальных случаях потребуется строительство очистных сооружений в городах и посёлках прибрежной зоны, а также создание цивилизованного механизма по вывозу и утилизации ТБО.

В-третьих, создать условия для перезапуска туристического бизнеса.

  • По образцу Таганрога силами ВЭБ.РФ необходимо разработать и принять дизайн-коды для курортных населённых пунктов, что позволит снизить их визуальное и звуковое загрязнение, повысив привлекательность для туристов.
  • Потребуется привлечь инвестиции в строительство/обновление городской инфраструктуры, транспорта и жилого фонда. Это не только повысит туристическую привлекательность северного Приазовья, но и сделает его одним из центров переселения для россиян, стремящихся ныне в перенаселённый Краснодарский край. Опять же в этом случае стоит присмотреться к опыту Таганрога, первого города в России, где на основе концессионного соглашения была полностью заменена трамвайная система. Для всего этого потребуется организовать подготовку кадров для сфер здравоохранения, туризма, ЖКХ, энергетики на новых территориях.
  • Также важно создать условия для получения местными малыми и средними предпринимателями доступных кредитных ресурсов.

В-третьих, необходимо создать несколько крупных детских оздоровительных лагерей — условный «Артек» в Приазовье — и сеть санаториев/грязелечебниц. А по линии Минкультуры РФ необходимо оказать содействие местным музеям в ремонте инфраструктуры и создании круглогодичных экспозиций, например уникальной галереи Короткова, объединившего картину и скульптуру в своих изделиях из дерева.

Время, деньги и грамотный подход позволят России превратить всё побережье Азовского моря в единую туристическую зону, которая будет привлекательной не только для желающих отдохнуть и оздоровиться, но и для тех, кто мечтает переехать с холодного севера на знойный юг.

Источник
ПолитАналитика