Эксперты «За рулем»: система старт-cтоп дает большую нагрузку на стартер

Не так уж часто в мире автомобилей появляются инновации, которые сразу не находят одобрения у многих водителей и оставляют за собой след споров. Форумы полны обсуждений: как избавиться от этой новой «фишки»? К сожалению, полное отключение этой функции невозможно без хирургического вмешательства — только временное, после каждого запуска двигателя. Она получила название «Старт-стоп» и представляет собой технологию автоматического отключения и последующего включения двигателя с целью экономии топлива, уменьшения вредных выбросов и уровня шума за счет сокращения времени работы на холостом ходу.

Принцип работы этой системы вполне прозаичен: стоя на светофоре, автомобиль при выключенном двигателе легко вибрирует при включении зеленого света, сопровождаемого звуком стартера, после чего начинает движение. Оценить, насколько эта система приносит пользу или остается дорогостоящей игрушкой, вызывает вопросы у многих владельцев.

Одним из преимуществ системы является экономия топлива, так как двигатель не работает во время простоев. Кроме того, сопутствующее снижение вредных выбросов — аспект, о котором задумывается далеко не каждый автолюбитель. Производители обещают уменьшение расхода топлива примерно на 10%.

Однако эти показатели реализуются в основном в определенных условиях, таких как движение по городу с частыми остановками на светофорах. На трассе или в условиях бессветофорной городской магистрали система теряет свою эффективность, так как автомобиль не останавливается. В городском трафике, особенно в пробках, система «Старт-стоп» может вызвать раздражение у водителя. Особенно, если настройки системы неудачны, а водитель склонен к инженерным решениям.

Слушать постоянные срабатывания стартера, пускающего мотор на десятки секунд, может быть неприятно, и это оказывает дополнительный износ дорогостоящего оборудования. Уменьшается ресурс стартера и зубчатого венца маховика, особенно если система «Старт-стоп» активируется именно на них. Аккумулятор подвергается постоянным колебаниям напряжения, что требует использования батарей с увеличенной емкостью. Генератор вынужден работать с повышенной нагрузкой для компенсации энергии, затрачиваемой на запуск стартера. В случае автомобилей с дизельными двигателями, где стартер потребляет больше тока из-за высокой степени сжатия и массивных движущихся частей, эти проблемы более заметны.

Однако проблемы не ограничиваются этим. Система «Старт-стоп» может нанести вред не только стартеру и аккумулятору, но и поршневому двигателю и агрегату наддува. Подшипники скольжения, используемые в них, предназначены для работы при постоянном вращении в условиях гидродинамического масляного клина, без механического контакта. Однако после остановки двигателя валы садятся на опорные поверхности, что приводит к износу и постепенному увеличению зазора.

Кроме того, «Старт-стоп» приводит к усложнению других узлов и агрегатов. Так, приходится устанавливать дополнительный насос в систему охлаждения, чтобы избежать перегрева турбокомпрессора. А в радиаторы климатической установки встраиваются теплоаккумуляторы, чтобы продлить срок работы кондиционера и обогрева в отсутствие движущегося двигателя. Все эти изменения, вместе с более мощными стартерами и аккумуляторами, увеличивают стоимость автомобиля как при покупке, так и в процессе обслуживания.

ПолитАналитика