Эксперты рассказали что будет с ценами на бензин в России в 2023 году и когда ждать повышения стоимости топлива на АЗС

Уже 5 февраля текущего года вступит в силу эмбарго на поставки в страны ЕС отечественных нефтепродуктов. Это говорит о том, что экспорт необходимо будет перенаправлять нашим партнёрам в Азию, т.е. в Индию и Китай. Но проблема в том, что этих странах достаточно своих нефтеперерабатывающих заводов и нефтепродуктов. Поэтому, по мнению большинства экспертов, размер экспорта бензина, дизеля и иных нефтепродуктов, на фоне ограничений, с большей долей вероятности будет снижаться.

По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артёма Деева, это приведёт к снижению стоимости топлива на внешнем рынке, т.к. наши партнеры будут просить дисконт, что уже сейчас происходит с нефтью. Прибыль отечественных нефтеперерабатывающих заводов сократится. В результате произойдёт следующее — на внутреннем рынке топлива будет с избытком, однако потеря предприятиями прибыли (в том числе из-за увеличения налоговой нагрузки) заставит российских производителей повышать цены. Им просто надо будет чем-то компенсировать сокращение выручки и прибыли. Т.е. это нам прямо указывает на то, что в России однозначно начнётся рост стоимости топлива.

По мнению эксперта, стоимость бензина и дизеля, вероятнее всего, начнет повышаться ближе к марту. В результате уже к концу первого квартала, россиян ждет повышение на 2-3% от сегодняшних цен.

Однако существует и иное мнение. Так первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал не ждёт каких либо серьезных изменений в стоимости бензина на отечественном рынке, т.к. это социально значимый продукт. В нём нуждаются десятки миллионов российских автолюбителей каждый день. Помимо этого стоимость топлива заложена в цене логистики и доставки товара. Она оказывает прямое влияние на инфляцию. Павел Сигал, напомнил что у российского правительства есть все рычаги воздействия для регулирования цен на топливо. Плюс ко всему, в РФ нет абсолютно никаких проблем с добычей черного золота. А что касается экспорта, то сегодня происходит активная переориентация на восток и в настоящее время уже налажены отношения с Индией, Китаем и Турцией, где есть НПЗ, принадлежащие российским компаниям. Так что по мнению эксперта, сейчас будут происходить поиски других покупателей взамен европейских, и он уверен, что такие будут найдены.

«Никакого влияния на нефтяные котировки не произойдёт. Прогноз по ценам на нефть марки Brent на 2023 год: в среднем $ 90 за бочку и выше»,

— отмети управляющий «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин.

Фото © hodmysley.ru

Если исходить из предыдущего опыта, то ситуация с введением так называемого «потолка цен» на отечественные нефтепродукты, как и в случае с весной прошлого года, приведёт к временному увеличению предложения на внутреннем рынке. В 2022 году это стало причиной снижения оптовых цен на топливо в России. Тогда сокращение в марте прошлого года достигло показателя в 20–25% к февральскому уровню, что позволило АЗС увеличить свою маржинальность и практически не поднимать розничные цены на топливо в течение всего 2022 года.

По мнению аналитика TeleTrade Алексея Фёдорова, после 5 февраля текущего года ситуация может быть похожей, однако не столь сильно влияющая на изменения оптовых цен и баланс отечественного топливного рынка, как в 2022 году. Биржевые цены на топливо в нашей стране на этот раз если и снизятся, то не более чем на 5–10% от текущих показателей, т.к. в январе 2023 года часть реакции рынка уже произошла. Так что этого будет недостаточно для снижения стоимости топлива на АЗС, поэтому до сезонного повышения спроса на топливо в марте, цена будет держаться на текущих уровнях.

Текущий год практически не поддаётся точному прогнозированию, т.к. в нём сходится ряд важных треков не только в экономике, но и в политике. В 2023 году также существует высокая доля вероятности циклического спада как в мировой, так и в отечественной экономике. Это безусловно будет снижать потребление и цены, и в том числе и на топливо, особенно в 1-м полугодии, когда рецессионные риски достаточно высоки.

Также существуют внутренние факторы, которые окажут своё влияние на цены. В том числе повышение с 1 января 2023 года акциза на топливо в среднем на 4%, повышение прямого федерального налога, которое повысит мотивацию российского производителя к повышению розничных цен на топливо. Особенно в условиях необходимости осуществления выплат в пользу государства в рамках демпферного механизма. Если наложить сезонность отечественного топливного рынка на эти треки, то уже сегодня можно говорить о том, что до весеннего всплеска спроса на топливо, цены на российском рынке будут либо находится вблизи сегодняшних значений, либо даже незначительно снизятся. А вот после весеннего всплеска уже весьма вероятно повышение цен,

— пояснил аналитик. Telegram

Источник
ПолитАналитика