Археологи на протяжении многих лет спорят, где находится библейская гора Фавор

Новости науки

Православные христиане отмечают праздник Преображения Господня, который считается произошедшим на горе Фавор в Израиле. Тем не менее, точное местоположение события не уточняется в Евангелии, и поэтому археологи уже долгое время спорят о реальном месте его происшествия.

Перед своими крестными страданиями и воскресением Иисус проводил время в Галилее. Он позвал своих ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна, чтобы они помолились вместе с ним на «особо высокой горе». В Евангелии от Марка описывается, что Иисус преобразился: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить». В этот момент перед учениками явились Илия и Моисей, и они беседовали с Иисусом.

Затем вершину горы окутало облако, из которого раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Испуганные ученики упали ниц, как описывает евангелист Матфей. Иисус подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Когда ученики подняли глаза, они увидели только Иисуса. Он запретил им рассказывать о видении до своего воскресения. Это повергло апостолов в еще большее смятение.

Позже, в течение нескольких веков, это событие стало предметом богословских размышлений и догматов. Согласно церковному учению, в момент преображения были явлены все Лица Пресвятой Троицы, а также двойственная природа Христа — человеческая и божественная. Церковь также учит, что и людям доступно преображение, как внутреннее, так и внешнее, физическое. В Средние века даже появился термин «фаворский свет», названный в честь горы Фавор, где, как полагают, произошло это чудо. Однако Евангелие не уточняет точное местоположение события, что вызывает вопросы среди исследователей.

Ранние христиане верили, что место преображения находилось на вершине на востоке Изреельской долины. Известный христианский мыслитель Ориген также поддерживал эту версию. Современные теологи отмечают, что это мнение основывалось на устной традиции. На горе Фавор уже в IV веке появились храмы. Первый из них был построен в 326 году по приказу царицы Елены, матери императора Константина Великого. Жители близлежащих поселений указали ей эту гору как место преображения.

Фавор быстро стал центром паломничества, а в VIII веке здесь был построен первый монастырь. Однако Евангелие описывает «уединенное» место, в то время как у подножия Фавора в I веке располагался военный гарнизон.

В последние десятилетия все больше исследователей склоняются к версии, что преображение могло произойти на горе Хермон, самой высокой точке Израиля. Хермон представляет собой массив с несколькими вершинами, и, по мнению американского библеиста Уильяма Баркли, преображение вряд ли произошло на самой высокой вершине из-за большого высотного подъема. Однако один из отрогов Хермона, с его уединенными и высокими участками, лучше соответствует описанию.

Также в пользу версии о Хермоне свидетельствует то, что Спаситель перед чудесным событием посетил селение Кесарию Филиппову у подножия этой горы и, скорее всего, вернулся туда после. Затем он направился через Галилею к Тивериадскому озеру, а затем на юг к Иерусалиму. Фавор же расположен к западу от водоема, недалеко от Назарета, что ставит под сомнение необходимость долгого пути к Фавору и обратно.

Кроме того, Фавор имеет высоту всего 575 метров над уровнем моря, в то время как Хермон почти в пять раз выше. Его можно увидеть с расстояния 160 километров, включая Мертвое море. На вершине Хермона часто лежит снег, что может объяснить, почему одежды преображенного Иисуса описаны как «блистающие, весьма белые, как снег».

Однако не все исследователи согласны с этим мнением. Некоторые ученые указывают на то, что в Писании говорится о множестве людей, встречающих Христа после его спуска с горы, и предполагают, что это были евреи, а не язычники, которые, судя по археологическим данным, заселяли окрестности Хермона в I веке. В то же время у подножия Хермона было много языческих поселений. В Ветхом Завете Хермон упоминается как «крайний предел Земли обетованной», что также ставит под сомнение еврейское население в этой области.

Наоборот, археологи находят много еврейских поселений возле Мерона, самой высокой горы Галилеи, где также проповедовал Христос. Мерон имеет высоту около 1208 метров и снег там бывает достаточно часто. Однако критики версии о Мероне указывают, что эта гора упоминается в Библии только один раз, в то время как Хермон и Фавор упоминаются чаще и даже в пророчествах о Христе.

В псалмах Давида есть строки: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются», где Фавор упоминается первым. Возможно, это закрепило представление о Фаворе как месте преображения. Тем не менее, для верующих гораздо важнее сам факт события, нежели его точные детали.

ПолитАналитика