Африка становится новым рынком для российских нефтепродуктов на фоне эмбарго ЕС

Западные санкции, которые были введены в отношении России после начала спецоперации страны на Украине, в том числе касались российских углеводородов, в том числе сырой нефти и нефтепродуктов. На этом фоне Москва была вынуждена диверсифицировать направления экспорта и осваивать новые рынки.

Согласно данным, предоставленным S&P Global Commodities at Sea, новые покупатели из Африки удвоили свой импорт российского топлива в феврале после эмбарго Европейского союза на нефть и нефтепродукты из России.

ЕС ввел запрет на покупку и импорт морской нефти из России с декабря прошлого года. В начале прошлого месяца вступил в силу запрет ЕС на импорт нефтепродуктов из России, в том числе дизельного и авиакеросина . Эти шаги якобы являются частью усилий Запада, направленных на то, чтобы отрезать российские ископаемые виды топлива от своей экономики, покончить с их энергетической зависимостью от России и ограничить источники финансирования Москвы.

Агентство отмечает, что после введения санкций в феврале этого года импорт российского топлива в Европу значительно сократился. В целом влияние эмбарго отразилось на рынках дизельного топлива и мазута. В прошлом месяце экспорт дизельного топлива из России сократился более чем на 100 000 баррелей в сутки (б/с) до 830 000 барр/сут, а экспорт мазута упал на 170 000 барр/сут по сравнению с предыдущим месяцем до 614 000 барр/сут.

Что касается направлений, то потоки российского топлива в Европу упали примерно с 1,5 млн баррелей в сутки в декабре до менее 500 000 баррелей в сутки в феврале.

При этом изменилась сама структура экспорта российских нефтепродуктов по основным покупателям. По данным агентства, Турция, ОАЭ и Китай в настоящее время являются крупнейшими импортерами российского топлива, так как около 35% всего экспорта нефтепродуктов страны сейчас направляется в эти государства.

Агентство отметило, что африканские покупатели включают Марокко, Алжир, Нигерию, Сенегал, Тунис, Гану и Египет. В феврале эти страны увеличили импорт российского топлива до 440 тыс. баррелей в сутки.

Что касается экспорта российской нефти, то агентство отмечает, что в феврале он «остался устойчивым», поскольку стране удалось перенаправить большие объемы своей нефти в другие государства, в частности в Индию. Загрузка сырой нефти российского происхождения в среднем составила 3,31 млн баррелей в сутки, что на 8% ниже уровня января.

В прошлом месяце ведущая газета США сообщила, что страны Северной Африки, а именно Тунис и Марокко, увеличили импорт дизельного топлива и других продуктов нефтепереработки из России. В январе Тунис приобрел 2,8 млн баррелей российских нефтепродуктов, а марокканский импорт российского дизельного топлива составил 2 млн баррелей. Газета подчеркнула, что североафриканские страны «восприняли слабину», поскольку Россия сейчас в значительной степени отрезана от европейского рынка.

В ответ на ситуацию Россия наращивает сотрудничество в энергетической сфере со своими африканскими партнерами. Кроме того, развитие нефтедобычи и нефтепереработки на континенте за счет российских инвестиций станет одной из ключевых тем предстоящего саммита Россия-Африка, который намечен на июль в Санкт-Петербурге.

Кроме того, по словам главы Африканской энергетической палаты Н. Дж. Аюка, Россия могла бы взять на себя инициативу по содействию энергетическим проектам в Африке.

ПолитАналитика